http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/issue/feed Философский полилог 2024-05-26T23:59:33+03:00 Editorial board of the "Philosophical polylogue" phil.polylogue@gmail.com Open Journal Systems <p><strong>ISSN 2587-7283 (print)&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</strong></p> <p><strong>ISSN 2687-1297 (online)</strong></p> <p>«Философский полилог» – международный научный рецензируемый журнал, посвященный междисциплинарной проблематике, связанной с историей русской философии, культуры и науки. Журнал стремится развивать исследования в области интеркультурной философии и философии полилога. Философия полилога – новое направление историко-философских исследований, которое признает равноправие философских традиций&nbsp;&nbsp; школ и направлений, признает разнообразие путей достижения истины, тесную связь философского мышления с тем типом культуры, общества и мировоззрения, которые его порождают. Философия понимается здесь как самостоятельное промысливание исторических идей философии.</p> <p>Журнал публикует оригинальные исследовательские статьи по тематике истории русской философии, культуры и науки, также публикуются переводы классических философских текстов, рецензии, архивные материалы, обзоры научных мероприятий, материалы круглых столов и исследовательских семинаров. "Философский полилог" выходит два раза в год (1 номер - июнь, 2 номер - декабрь).&nbsp;</p> <p>Учредителем журнала является Международный центр изучения русской философии при <a href="http://socinst.ru/">Социологическом институте РАН – филиале ФНИСЦ РАН</a>. Журнал издается при участии кафедры русской философии и культуры СПбГУ.</p> <p><strong>Главный редактор</strong>: <a href="http://philosophy.spbu.ru/Malinov">д.филос.н. проф. А.В. Малинов</a>.</p> http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/200 О невольном дилетантизме русской эмигрантской философии 2024-04-12T15:07:05+03:00 Оксана Александровна Назарова ap-image@mail.ru <p>В статье на основе анализа понятий «профессионализм» и «дилетантизм» предприни­ма­ется попытка оценить границы их применимости к философии. Указывается, что на­чи­ная с XIX в. одним из основных критериев профессионализма в философии становит­ся принадлежность философа к универси­­тету. Выдвигается тезис о том, что дилетантизм в философии невозможно однознач­но оценить как отрицательное явление, поскольку такая оценка опровергается самой историей философии. Анализируется феномен «невольного дилетан­тизма» русской эми­грантской философии, обусловленный от­лучением ее представителей от университетов высшего ранга вследствие высылки из России в 1922 г. Исследуется статус образовательных институций, основанных русской эмиграцией, и делается вывод о том, что они представляли собой, скорее, народные университеты, которые не являлись академическими в полном смысле этого слова. Ставит­ся вопрос о том, что делает лишенных инсти­туциональности философов профессиона­­лами. Выдвигается тезис, что в условиях вы­нужденной маргинализации профессиональ­ное философское мышление выражается в раз­ных формах. В качестве примера «не­стан­дартных форм» философствования приводятся публичные лекции и письма. Исполь­зуются материалы из книги Т. Оболевич «Семен Франк в европейской и эмигрант­ской культуре» (2023). Вы­сказывается пред­положение о том, что применение методики сетевых взаимодействий Р. Коллинза в исследовании русской эмигрантской философии могло бы помочь противостоять попыткам ее депрофессионализации.</p> 2023-12-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/202 Историческая трагедия и вопросы морали: Михаил Лифшиц о добре и зле 2024-05-26T23:54:04+03:00 Алексей Сергеевич Лагурев allag26@mail.ru <p>В истории классической мысли вопрос о при­­роде добра и зла был неразрывно связан с проблемой человеческого действия и его по­следствий. Древняя мифология, античная трагедия, «Поэтика» Аристотеля, лекции по философии истории Гегеля – каждая эпоха решала эту проблему по-своему. Развивая пред­шествующую традицию, марксизм, со­глас­­но М.А. Лифшицу, способен пред­ста­вить кон­кретное решение, в равной степени чуждое как историцистскому релятивизму, так и метафизическому догматизму. Опираясь на теорию мимесиса, раз­ви­тую в немецкой классической философии и окончательно оформившуюся в марксизме, Лифшиц прослеживает, как достигшая относительной полноты бытия природа обнаруживает в человеке свой собственный голос. В результате говорящие ситуации, объективные фабулы Аристотеля, становятся способ­ны выразить себя субъективно как в области истории, так и на страницах художест­венных произведений. Возможность опоры на эти ситуации, их отражение открывают перед человеком пространство свободного ис­­то­рического действия. Ситуация исторической трагедии, когда действующий субъект сталкивается не просто с неожиданными, но обратными последствиями своих дей­ст­вий, получает шанс на более гармоничное разрешение. Движение к этой более благосклон­ной по от­ношению к человечеству фор­­ме исторического действия, когда ему не приходится вечно учиться на собственном пе­чальном опыте, и составляет действитель­ное содержание понятия «прогресс». Все, что способ­ствует сознательному человеческо­му дейст­вию, и есть историческое, а не абстрактное, добро, а все, что мешает, – зло.</p> 2023-12-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/203 П.Л. Лавров и его наукоучение 2024-05-26T23:54:38+03:00 Николай Иванович Безлепкин nick-bezlepkin@yandex.ru <p>Статья посвящена 200-летию со дня рождения Петра Лавровича Лаврова. Творчество вы­дающегося русского философа и общественного деятеля рассматривается не толь­ко под уг­лом зрения его вклада в социальную теорию, но и в контексте того влияния, которое он оказал на развитие научной и педагогической мысли в России. Отмечается, что Лавров представляет собой яр­кий пример уче­ного-энцикло­пе­дис­та, стремящегося к ов­ла­де­нию современными ему научными знаниями, приложению их к решению практических и нравственных задач, стоящих перед обществом. Лавров, опираясь на данные целого ряда наук, прослеживает в своих тру­дах эволюцию человеческой мысли и на­у­ки. Он оставил глубокий след в истории русской научно-фило­соф­ской мысли, стал первопроходцем в изучении проблем философии науки, представил достаточно интересное и системно изложенное наукоучение. Наукоучение Лаврова не только привлекло внимание ученых к проблеме единства науки и философии, но и указало пути разрешения сложившегося на рубеже XIX–XX вв. кризиса в науке, подчеркнув значение ме­то­до­ло­ги­чес­ких и эпистемологических проб­лем в развитии научного знания и заложив тем самым основы современной отечественной философии науки. На протяжении почти двадцатилетней педагогической деятельности Лавров, с одной стороны, стремился под­­нять преподаваемые им математические дисциплины до уровня их раз­вития того времени, а с дру­гой, подчеркивал важнейшую роль вос­пи­тания в процессе обучения, обращал внимание на роль педагога как воспитателя. Де­лается вывод, что Лаврова можно с полным правом считать одной из ключевых фи­гур в интеллектуальной и социальной истории Рос­сии.</p> 2023-12-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/204 От «Легенды» к «Тайне»: как В. Розанов сделал Ф. Достоевского писателем ХХ века 2024-05-26T23:55:19+03:00 Нонака Сусуму nonaka@saitama-u.ac.jp <p>В статье прослеживается эволюция взглядов В.В. Розанова на творчество Ф.М. Достоевского. Если в «Легенде о Великом Инквизиторе» (1891), ставшей значительной вехой в истории интерпретации произведений Достоевского в русской философской культуре, Розанов пытается адекватно воспроизвести по­зицию автора, отмечая, что гла­ву о Великом инквизиторе следует рассмат­ривать как ключевую не только для понимания идейного содержания романа «Братья Карамазовы», но и всего творчества Достоевского, то впоследствии, к концу XIX в., он занял прин­ципиально иную позицию по от­но­шению к русскому писателю. Теперь Розанов стал ут­верж­дать, что на вопросы, поставленные в романах Дос­тоевского, следует давать от­ве­ты с точки зрения проблематики пола, об­ос­нование святости и трансцендентностьи ко­торого стали для Розанова главной задачей. В связи с этим в статье обращается внимание на работу Розанова «Тайна. Из записной книжки писателя», которая не была опубликована при его жиз­ни. В этом сочинении Ро­за­нов активно обсуждает трансцендент­ность пола, анализируя сочинения разных писателей и мыслителей, среди которых центральное мес­то занимает Достоевский. Здесь в рас­суждениях Розанова можно заметить устойчивую тенден­цию к «деконтекстуализации», т.е. к ин­тер­претации литературного произведения в от­рыве от того исторического кон­­текста, в ко­тором оно было написано, что, в свою очередь, приводит к «сверхсемантизации» – наделе­нию произведения избыточны­ми и прямо не вытекающими из него смыслами. Однако именно эти тенденции – к «деконтекстуализации» и «сверхсемантизации» – определили развитие литературной критики в XX в. Делается вывод, что Розанов стоит у истоков этой традиции.</p> 2023-12-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/205 Анархический антитеологизм М.А. Бакунина и диалектический атеизм А. Кожева 2024-05-26T23:55:52+03:00 Денис Алексеевич Шмелев shmelevd98@mail.ru <p>В статье ставится проблема русских истоков неогегельянства А. Кожева (А.В. Кожевнико­ва) и в качестве одного из них указывается анти­теологизм М.А. Бакунина. Отмечается схо­­жесть философской судьбы обоих мыс­лителей, фундированность их философской мыс­ли в революционном опыте и левом ге­гель­янстве, влияние со стороны философии Л. Фей­ербаха. Дается общая характеристика антитеологизму Бакунина в его сопоставлении с диалектическим атеизмом Кожева. В результате сравнительного анализа взгля­дов обоих философов на религию выявляются пять концептуальных моментов, которые при­сутствуют и в неогегельянской доктрине Кожева, и в анархизме Бакунина. Обращается внимание на то, что и Бакунин, и Кожев мыслят атеизм как средство эмансипации человека, снимающее бинарную оппозицию Господина и Раба. Подчеркивается, что в философской перспективе обоих мыслителей атеизм предстает как составляющая эга­ли­тарного проекта, условие построения общества всеобщего равенства, где отсутствуют иерархия и стратификация. По­ка­зы­ва­ет­ся, что и Кожев, и Бакунин пред­ставляют атеизм в качестве предпосылки реализации утопического общества, в котором будут лик­видированы насилие и экс­плу­а­тация. В заклю­чение делается вывод, что несмотря на богоборческий пафос обоих философов, их собственные проекты будущего общества пред­ставляют собой ре­а­лизацию христианских ценностей (свободы, равенства, индивидуальности) в секулярной форме, что под­ра­зумевает как отрицание христианства, так и его развитие.</p> 2023-12-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/208 Научное и философское наследие Э.Л. Радлова в контексте развития русской философии конца XIX – начала XX века 2024-05-26T23:56:29+03:00 Анна Павловна Зиновьева parus_7373@mail.ru Виктор Александрович Куприянов nonignarus-artis@mail.ru <p>В статье проводится попытка актуализации научного и философского наследия историка философии, переводчика и филолога Э.Л. Радлова. Реконструируются его биогра­фия, период об­­учения в Санкт-Петербург­ском университете. Указывается принад­леж­ность Радлова к философской школе М.И. Владиславлева. Авторы показывают, что значительное вли­я­ние на становление Радлова как философа оказали командировки за границу. И хотя за го­ды преподавательской деятельности Радлова вокруг него не сложилось философской шко­лы, тем не менее, из плеяды его учениц сформировался «радловский кружок», который внес вклад в развитие интеллектуальной культуры России. В статье демонстриру­ется научный вклад Радлова в изучение истории античной, европейской и русской&nbsp; философии. Помимо творчества Радлова, в статье рассматриваются культурный контекст эпохи, а так­же внешние административно-институ­цио­наль­ные рамки, в которых развивались наука и философия в Петербурге в конце XIX – начале XX в. В статье указывается, что наследие Радлова до сих пор ос­тается не до конца изученным ис­то­риками философии, как и его биография, где по-преж­­нему имеются лакуны и неточности.</p> 2023-12-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/209 Список трудов Эрнеста Леопольдовича Радлова (1854–1928) 2024-05-26T23:57:15+03:00 Виктор Александрович Куприянов nonignarus-artis@mail.ru <p>Впервые публикуется полный список работ Э.Л. Радлова (1854–1928), который струк­ту­ри­­рован следующим образом: собственные ра­боты, литографированные курсы, редак­тор­ская работа и переводы. Внутри рубрик работы Радлова приводятся в хро­но­ло­ги­чес­ком порядке. Дается анализ публикационной активности Радлова. Автор указывает, что бо­льшую часть работ русского философа со­став­ляют словарные статьи, а также ре­цен­зии, написанные им в качестве редактора «Журнала Министерства народного про­све­ще­ния. В статье показано, что основу иссле­до­вательских работ Радлова формировали ра­­боты по историко-философской и литера­ту­роведческой проблематике. В центре вни­ма­ния Радлова были история античной фи­ло­софии, история философии Нового вре­ме­ни, немецкий идеализм и история русской философии. Указывается, что вклад Радлова в философскую культуру России включает в себя и переводы классический философских произ­ве­дений (Аристотеля, Демокрита, Эм­пе­­док­­ла, Гель­веция). Большую часть в его на­уч­ной работе составляла редакторская дея­тельность, в том числе редактирование пере­во­дов философских текстов на русский язык (в частности, он был редактором первого рус­ского перевода «Феноменологии духа» Геге­ля), а также таких знаковых для того вре­ме­ни философских изданий, как «Новые идеи в философии» и «Родо­на­чаль­ни­ки позити­виз­ма».</p> 2023-12-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/210 История философии как призвание и профессия 2024-05-26T23:58:15+03:00 Игорь Дмитриевич Осипов idosipov@mail.ru <p>Публикация посвящена юбилею известного петербургского философа, профессора Санкт-Пе­тербургского государственного уни­вер­си­те­та Игоря Дмитриевича Осипова. В интервью редакции журнала «Философский поли­лог» И.Д. Осипов, отвечая на вопросы о сво­ем жизненном и творческом пути, который в течение многих десятилетий связан с философским факультетом (институтом фи­ло­со­фии) СПбГУ, рассказывает о своих университетских учителях, об атмосфере, которая царила на философском факультете университета в разные годы, о своих учениках, а также о специфике со­вре­мен­ных философских периодических изданий, актуальных про­блемах изучения истории рус­ской философии, особенностях преподава­ния фи­ло­со­фии в высшей школе. Бо­гатый исследовательский и педагогический опыт юби­ляра позво­ля­ет ему отметить важные события в истории пе­тер­бургской философии и философского фа­культета (Инсти­тута философии) С.-Петербургского государственно­го уни­­­вер­ситета, а также обозначить перспективы ее раз­вития. Материалы интервью дают возмож­ность лучше понять процесс формирова­ния современного облика той традиции изучения истории русской философии, которая сложилась в С.-Пе­тер­бурге в 1990-е&nbsp;гг. Личный вклад И.Д. Оси­пова в этот процесс заключается прежде всего в том, что он сумел разработать и успешно реализовать в ряде ос­новательных исследований новую, неидео­­ло­ги­зи­ро­ван­ную методологию изучения ис­то­рии социально-по­ли­ти­чес­кой мысли в Рос­сии, пред­ста­вив ее и как целое, и в аспекте двух наиболее влиятельных традиций – либерализма и консерватизма.</p> 2023-12-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/212 Со-бытие с юбиляром. К 75-летию Алексея Алексеевича Грякалова 2024-05-26T23:58:56+03:00 Борис Исаевич Пружинин prubor@mail.ru Taтьянa Геннадьевна Щедринa tannirra@mail.ru Aлексей Павлович Koзырев a.kozyrev@bk.ru Eленa Николаевна Устюговa elena.ust@gmail.com Сергей Леонидович Фокин serge.fokine@yandex.ru Koнстантин Глебович Исупов kgisupov@mail.ru Златица Плашиенкова plasienkova.zlatica@gmail.com Aлександр Куприянович Секацкий asekatski@mail.ru <p>Публикация посвящена юбилею известного пе­тербургского философа, профессора РГПУ им. А.И. Герцена Алексея Алек­сеевича Грякалова. Авторы публикации – Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина, А.П. Козырев, Е.Н. Устюгова, С.Л. Фокин, К.Г. Исупов, З. Плашиенкова и А.К. Секацкий – рассматривают различные аспекты творчества А.А. Грякалова – как философские, так и художественные: работы по эстетике структурализма; анализ текстов Сигизмунда Кржи­жа­нов­ско­го; исследование опыта философского пись­ма, проживания мысли в слове В.В. Ро­за­но­ва; взаимосвязь эстетического с по­ли­ти­чес­ким; эс­те­тику события и позиции Другого; эстети­чес­кий опыт единства Слова и Логоса, жизни и текста; метатекстуальность, перетекающую из умозрения в художествен­ное про­изведение; пересечение и взаимопро­ник­но­вение метафизических идей и поэтического слова, а также личного жизненного опыта, философской эрудиции и творческого во­об­ра­жения; топологию субъекта (при­сут­ст­вия) и сви­де­тель­ство о человеке, в том числе посред­ст­вом художественной литературы. Пред­­ме­том рассуждений в публикации яв­ляются не только фило­соф­ские статьи и мо­нографии А.А.&nbsp;Гря­­ка­ло­ва, но и его ху­до­жест­­­вен­ная проза – своего рода эстетическое событие, в котором гармонично переплетаются эк­зис­тенциальные, антропологические, аффективные, мен­таль­ные и телесные процессы. Отмечается, что в творчестве А.А.&nbsp;Гря­ка­лова значительно расширены гра­ни­цы эстетики, ко­торая ста­но­вит­ся для него, по сути, первой философией. Делается вывод, что А.А. Грякалов является одним из наи­бо­лее интересных и плодотворных со­вре­мен­ных философов, представителей ли­терату­ро­цент­ри­з­ма в рус­ской мысли.</p> 2023-12-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/213 Философия события: рефлексия и субъект-свидетель (Об актуализации эстетического поворота) 2024-04-12T15:07:06+03:00 Алексей Алексеевич Грякалов alexalgr@mai.ru <p>В статье рассматриваются топологические ос­нования единства эстетического отношения к жизни и эстетической рефлексии. Эстетика события соединяет в себе онтологические и символические стратегии понимания с преимущественным вниманием к чувственным истокам освоения жизни и мира, темам символизации и поименования. Эстезис понят в его первичном смысле, а именно как энергийный исток эстетического отношения – смыс­ловое событие, не сводимое ни к одному из его оформленных проявлений. Эта ис­ход­ная полнота открывает возможность воз­ник­новения множественности смы­с­лов и стра­тегий эстетики в пространстве существо­вания и рефлексии. Без эстетическо­го все смысловое и экзистенциальное му­ти­рует и даже вовсе не становится «человеческим». Жизнь, согласно Ф. Ницше, может быть оправдана только как эстетический фе­номен, но не столько в смысле явленного и доступного на­блюдению, а как «само-в-се­бе-себя-по­ка­­зы­вающее» и ни к чему не сводимое. Эсте­тическое как чувственная данность трактуется в статье как первичный источник созерцания – удостоверение действительности. Затрагива­ет­ся тема «странствий эстетического» в модерне, а также анализируется специфика эс­те­тической функ­ции в коммуни­кативных про­цессах пост-современ­нос­ти. Эс­тетическое понято в топологическом родстве первич­ного эстезиса, познания, духовно­­го опыта, «голой жизни» и свиде­тельства-ут­­верж­де­ния. Обосновывается необходимость вве­­­де­ния терминов «топо-модерн» и «топо-мо­дер­низм» посредством обращения к актуаль­ной фигуре субъекта-свидетеля и пробле­ма­тике то­по­ло­гической субъективности.</p> 2023-12-31T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/214 Человек Серебряного века Павел Муратов: экспертиза красоты 2024-05-26T23:59:33+03:00 Владимир Михайлович Соловьев soloviev.msk@gmail.com <p>Историк культуры П.П. Муратов, автор зна­ме­ни­того трехтомника «Образы Италии», совместил в понимании искусства эстетизм и интеллектуально-эмоциональное прочтение артефактов. Имплицитно он мыслил категориями, значениями и понятиями, которые оформятся в науке много позже, но, не употребляя современные термины «метатопография» или «атмосфера места», он, по сути, интегративно обобщал и синтезировал в своих работах науковедческие, культурфилософские, культурологические, исторические, искусствоведческие, географические, психологические и др. знания, позволяющие оптимизировать междисциплинарные ресурсы мышления и воображения применительно к обширному и разноплановому материалу. В статье книга Муратова осмыслена и позиционирована как научно-художественная по­вер­ка Италии Россией и России Италией. Изо­бражая Италию как идеальную модель гармонии природы и созидательной деятельности человека, где мир людей органично впи­сывается в окружающую среду, не ломая ее и не нарушая эстетического равновесия, не опошляя первозданной красоты, Муратов выходил далеко за пределы художественного описания и представил, по сути, экзистен­циально-философский отчет о своем опы­те переживания прекрасного. Именно Красота, понятая в ее конкретной осуществленности и осмысленная в контексте личного сопричастия, стала предметом творческих изысканий Муратова. В статье приводятся сведения о жизни русского писателя и ученого, показывается значение его трудов для современной России и Италии.</p> 2023-12-31T00:00:00+03:00 Copyright (c)