http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/issue/feed Философский полилог 2024-12-03T22:33:46+03:00 Editorial board of the "Philosophical polylogue" phil.polylogue@gmail.com Open Journal Systems <p><strong>ISSN 2587-7283 (print)&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</strong></p> <p><strong>ISSN 2687-1297 (online)</strong></p> <p>«Философский полилог» – международный научный рецензируемый журнал, посвященный междисциплинарной проблематике, связанной с историей русской философии, культуры и науки. Журнал стремится развивать исследования в области интеркультурной философии и философии полилога. Философия полилога – новое направление историко-философских исследований, которое признает равноправие философских традиций&nbsp;&nbsp; школ и направлений, признает разнообразие путей достижения истины, тесную связь философского мышления с тем типом культуры, общества и мировоззрения, которые его порождают. Философия понимается здесь как самостоятельное промысливание исторических идей философии.</p> <p>Журнал публикует оригинальные исследовательские статьи по тематике истории русской философии, культуры и науки, также публикуются переводы классических философских текстов, рецензии, архивные материалы, обзоры научных мероприятий, материалы круглых столов и исследовательских семинаров. "Философский полилог" выходит два раза в год (1 номер - июнь, 2 номер - декабрь).&nbsp;</p> <p>Учредителем журнала является Международный центр изучения русской философии при <a href="http://socinst.ru/">Социологическом институте РАН – филиале ФНИСЦ РАН</a>. Журнал издается при участии кафедры русской философии и культуры СПбГУ.</p> <p><strong>Главный редактор</strong>: <a href="http://philosophy.spbu.ru/Malinov">д.филос.н. проф. А.В. Малинов</a>.</p> http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/216 Образ и реальность России в цивилизационной геополитике В.Л. Цымбурского 2024-12-03T22:29:43+03:00 Мария Леонидовна Бурова marburova@yandex.ru <p>В статье рассматривается критика В.Л. Цымбурским геополитики как области знания, ана¬лизируется предпринятая им попытка по-строения модели цивилизационной геополитики с учетом геогра-фических, исторических и динамических особенностей развития российской цивилизации как открытой системы. Взгляды Цым-бурского систематизируются по¬средством артикуляции таких понятий, как материя (совокупность этносов и территория), форма (духовность и социальность), движение и цель цивилизации. С его точки зрения, Россия представляет собой геополитическое вопло-щение цивилизации, малочисленной и запоздавшей, с русским по-пуляционным ядром, а паттерн «остров Россия» подчеркивает целостность, сложность и системность отражаемой исторической и географической реальности как единства материи и формы. Цым-бурский описывает двойные колебательные движения цивилизаци-онной материи в системе «Европа–Россия», объясняя включен-ность России в длительные военные циклы и в циклы высоких куль-тур. Цивилизация вертикальна и иерархична. Цель цивилизации – быть Основным человечеством на Основной Земле. Взаимодей-ствие России как открытой меняющейся системы с динамичной внешней средой, с изменяющимся Великим Лимитрофом позволяет выйти и на уровень системы «Россия–Евразия». Цивилизационная парадигма, по мнению Цымбурского, должна включать в себя осо-бый род культурологии и быть научно-исследовательской про-раммой. Мо¬дель России-цивилизации, предложенная им, соответ-ствует исторической и культурной реальности, выполняет объясни-тельную и прогнозирующую функции.</p> 2024-12-03T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/217 О логицизме А.И. Введенского 2024-12-03T22:30:20+03:00 Игорь Евгеньевич Прись frigpr@gmail.com <p>В статье обосновывается тезис о том, что философское творчество А.И. Введенского следует рассматривать в контексте неокантианства. Автор утверждает, что Введенский является не только первым русским неокантианцем, но и одним из первых (а в России первым) аналитических философов, т.к. разработанный им логицизм содержит в себе существенные элементы прагматизма, ана­литической философии и концептуального (терапевтического) анализа, а также по­зволяет преодолеть кантовский трансцендентализм. Как философская система, логицизм Вве­денского строится им по мере прояснения и критики логики употребления та­ких понятий, как «вещь в себе», «явление», «опыт», «знание», «вера», «данное», «закон при­роды», «материя», «смысл», «смысл жиз­­ни» и др., в результате чего проясняется так­же структура эпистемической рациональ­нос­ти. Для Введенского знание и метафизика дополняют друг друга. Всякое знание ос­но­вывается на сознательной, или нравственно обоснованной, вере, которая неопровержи­ма, хотя и недоказуема. В статье утверждается, что это понятие сходно с понятием петлевого убеждения Витгенштейна. В част­ности, сознательную веру в существование вещей в себе можно трактовать как петлевое убеждение (предложение) «Существуют объ­ек­ты». Тогда понятие вещи в себе как предела, которым оперирует Введенский, совпа­дает с понятием объекта как принципа иден­тификации. Русский философ вплотную приблизился к пониманию структуры эпистемической рациональности как рациональности локальной и предполагающей существование логических достоверностей – петлевых убеждений (предложений, обязательств). Религиозная позиция Введенского характеризуется в статье как квазифидеизм.</p> 2024-12-03T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/218 Российская неокантианская философия права: оригинальное развитие идей Канта или тупиковый проект? 2024-12-03T22:31:03+03:00 Николай Александрович Шавеко shavekonikolai@gmail.com <p>Анализируется рецепция неокантианской фи­лософии права в дореволюционной России с целью показать значимость нео­кан­тианства для современного этапа раз­ви­тия философии права. Акцентируется внимание на проблеме правового идеала, которая сейчас, когда госу­дарство предпринимает попытки правовой за­щиты традиционных ценностей и выработки консолидирующей общенациональ­ной иден­­тич­­ности, является особо актуальной. Отмечается, что в начале ХХ в. российская юриспруденция испытала влияние идей Р.&nbsp;Штамм­ле­ра, что привело к «возрождению» концепции естественного права, в то время как на Западе это произошло позже, после Второй мировой войны, и было связано с влиянием учения другого неокантианского мыслителя – Г. Радбруха. Делается вывод, что ряд ключевых положений неокантианской философии права приме­нительно к проблеме правового идеала со­хра­няют свою убедительность и в наше время. Во-первых, это идея разграничения сущего и должного, во-вторых, понимание правового идеала как регулятивной идеи, т.е. как формального принципа, с помощью которого оце­­ниваются отдельные правовые нормы, в-третьих, это некоторые леволибераль­ные идеи. Та­ким образом, русское неоканти­ан­ство мо­ж­ет рассматриваться как самосто­я­тель­ная веха в истории политико-пра­во­вой мысли – веха, на которую мы можем сейчас опираться, не противопоставляя себя бездум­но Западу.</p> 2024-12-03T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/219 Н.А. Бердяев – русский мистический философ 2024-12-03T22:31:31+03:00 Виктория Владимировна Кравченко vickra@mail.ru <p>Н.А. Бердяева зачастую называют «русским экзистенциалистом», «персоналистом», «рели­гиозным философом». Автор статьи причисляет его к представителям русской мистической философии, раскрывая все вышеупо­мя­нутые ха­­рак­те­ристики в новом ра­кур­се. Бердяев был необычным даже среди мистических философов, и не только по­то­му, что живо и откровенно обсуждал проблему мистики как тайны, основы духовной и религиозной жизни, отправного момента в фор­ми­ро­ва­нии различных религиозно-мис­ти­ческих направлений, но и потому, что в своих философских интуициях и разработках отошел от понимания мистики, данное&nbsp; В.С. Соловьевым, родоначальником русской мистической философии. В статье предлагается непред­взятый анализ зре­лых и поздних работ Бердяева с точки зре­ния разработанного им «мистического миросозерцания». Ос­­нов­­ным объектом исследования выступает работа «Самопознание», которая представ­лена сейчас в нескольких «изводах» – от первого парижского издания (1949) и до издания, составленного и подготовленного А.В. Вадимовым (1991). Эти издания не всегда «пересекаются», они дополняют друг друга, поэтому ссылки в тексте будут приводиться на оба эти издания. Наличие в статье обширных цитат из сочинений Бердяева объясняется тем, что тема мистики в русской философии до сих пор вызывает дискуссии и неоднозначные оценки, поэтому необходимо напомнить (или сообщить) современным читателям о подчеркнутом интересе Бердяева к мистике, о его конкретных разработках мистической проблематики, а также о том, что основополагающее и непосредственное влияние на философское творчество русского мыс­лителя оказали раз­лич­ные мистические учения.</p> 2024-12-03T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/222 Из истории петербургского славянофильства: Н.Я. Данилевский и В.И. Ламанский 2024-12-03T22:31:45+03:00 Алексей Валерьевич Малинов a.v.malinov@gmail.com <p>В статье анализируются взгляды пред­­ста­ви­те­лей позднего славянофильства Н.Я.&nbsp;Да­­ни­лев­ского и В.И. Ламанского, отмечается их общность и предпринимается попытка проследить возможные линии взаимного влияния. Высказывается предположение, что Да­ни­левский начал работу над книгой «Россия и Европа» после знакомства и бесед с Ламанским в конце 1864 или в начале 1865 г. Прослеживаются общие положения, встречающиеся в работах Данилевского и Ламанского. Акцентируется внимание на публикациях Ламанского 1865–1867 гг., в которых он высказывал идеи, нашедшие отражение в «России и Европе», что дает основание признать влияние Ламанского на становление взглядов Данилевского. В этих публикациях Ламанский указывал на два условия, необходимых для выработки самобытной культуры: политическую независимость и развитый литературный язык; об этом пишет и Данилевский, формулируя первые два закона культурно-исторических типов. Оба мыслителя писали о различии исторического воз­раста двух ци­ви­ли­заций: романо-гер­ман­ской и греко-сла­вян­ской. Отмечается сходство их идей и в более поздних работах. Од­нако представления Данилевского и Ламанского о политичес­кой конфигурации сла­­вян­ской цивилизации не совпадали: если первый писал о всеславянском союзе, то второй предлагал отложить решение вопроса о политической форме нового культурно-ис­то­ри­ческого ти­па до того момента, пока не про­изойдет куль­турное сближение между сла­вянскими народами, в основе которого дол­жно лежать принятие славянами русского языка в качестве общего литературного, научного и дипломатического.</p> 2024-12-03T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/223 «Любезный и дорогой друг…»: письма Н.Я. Данилевского И.П. Кёлеру 2024-12-03T22:32:00+03:00 Ольга Николаевна Данилевская o.danilevskaya@gmail.com <p>Статья предваряет публикацию писем Н.Я. Да­­нилевского (1822–1885) эстонскому художни­ку Йохану Кёлер-Ви­ли­ан­ди (1826–1899). Анализируется сложившаяся тра­диция изучения творчества Данилевского. Публикуемые письма Данилевского Кёлеру охватывают период с 1874 по 1882 г. и могут быть разделены на три группы: предвоенные (до 1877 г.), периода Русско-турецкой войны (1877–1878 гг.) и послевоенные письма. Впер­­вые Кёлер посетил имение Данилевского Мшатка в Крыму в 1872 г. и с тех пор почти ежегодно приезжал туда. Данилевского и Кёлера связывали теплые дружеские от­но­шения, о чем свидетельствуют публикуемые письма. В письмах содержатся многочисленные бытовые подробности, раскрывающие обстоятельства жизни семьи Данилевских в Крыму. В письмах, относящихся к периоду Русско-турецкой войны, затрагиваются вопросы освобождения Болгарии. В качестве иллюстрации взглядов Данилевского на итоги Русско-турецкой войны воспроизводятся его рассуждения из статьи «Горе победителям!» (1879). Данилевский полагал, что результаты Берлинского конгресса обличили всю ложь той внешней по­ли­тики, которую вела Россия на протяжении XIX в. и которая привела ее к дипломатическому поражению, несмотря на одержанную победу в войне. Эта победа должна была открыть всем глаза на истинное отношение Европы к России и обратить внимание русского правительства и интеллигенции на необходимость защиты национальных интересов. Послевоенные письма раскрывают обстоятельства деятельного участия Данилевского в борьбе с филлоксерой в Крыму. В статье воспроизводятся ранее не известная фотография Данилевского и портрет ученого, написанный Кёлером.</p> 2024-12-03T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/224 Случайный философ (О ряде мотивов «Философа и художника») 2024-12-03T22:32:12+03:00 Сергей Леонидович Фокин serge.fokine@yandex.ru <p>В статье рассматриваются ряд мотивов книги «Философ и художник», заключающей в себе размышления философа В.В. Савчука о творчестве художника Владимира Комель­фо (В.М. Фомичева) и ре­про­дукции работ извест­ного петербургского мас­­­тера. Под­чер­ки­ва­ет­ся, что эта книга может воспри­­ниматься как история более чем тридцатилетнего состязания критика-мы­­с­­лителя и живописца-эксперимен­та­то­ра: в действитель­ности речь идет о противоборстве двух типов восприятия, мышления и выражения. В этом противостоянии соревнующиеся пе­ре­нимают приемы друг у друга: философия на­чинает живописать, а живопись – философ­ствовать. Собственно само состязание фи­лософа и художника, летопись которого представлена в книге «Философ и художник», есть не что иное, как трудный опыт такой дружбы, в которой друг обретает нечаянную возможность изменить себя в пользу другого, себе не изменяя. Действительно, размещенные в книге В.В. Савчука репродукции картин и рисунков, отражаясь в рассуждениях философа, могут говорить намного боль­ше, нежели на персональных вы­с­тавках художника. А опыты арт-критики, написанные философом «по случаю», заключает в себе в более или менее явной форме поползновения на истинно философское словотворчество, каковое является отличительной чертой вся­кой самобытной философии. Акцентируется внимание на актуальности практики ново-архаи­чес­ко­го философского мышления, ко­то­рое, за­ру­чаясь поддержкой графического или жи­вописного ряда, предстает не погружением в глу­бины бытия-языка с целью постижения сокрытой истины, а скольжением по по­верх­ности сущего – приглашением к путешествию по извивам видимого.</p> 2024-12-03T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/225 Валерий Савчук – исследователь компьютерных игр 2024-12-03T22:32:24+03:00 Константин Алексеевич Очеретяный k.ocheretjanyj@spbu.ru <p>Анализируется возможность использования ключевых концептов В.В. Савчука для философского осмысления компьютерных игр. В.В. Савчук был редактором первой в России коллективной монографии о философии компьютерных игр, его работы открывают новые перспективы в этой области. Опыт технологии является более фундаментальным для совре­менного че­ло­века, чем опыт телесности: телесная кон­фи­гу­рация человека дается ему в зеркале технологий. Все творчество В.В. Савчука выстроено вокруг осмысления проблематики среды, коммуникации образов, телесности; в этом смысле его исследования дают ответы на ключевые вопросы современности: о модусах телесной включенности в цифру, о проживании цифры как среды изнутри доступных ей техник тела, о трансформации предметности в цифре; иными словами, они позволяют высветить контуры цифровой интеграции. И если важное в творчестве мыслителя – невысказанное, то компьютерные игры – это то, что стягивает мысль в точку нового начала, которую хочется предложить авторам, пишущим об играх, как стартовую для новых стратегий мыслей. В статье в контексте визуальной экологии и телесно-ориентиро­ван­ной топологии компьютерных игр рассматриваются возможности такой новой сборки уже классических концептов, а также предлагаются варианты их использования для гейманалитиков и геймдизайнеров. Компьютерные игры в философском творчестве В.В. Савчука становятся ключевыми биополитическими и биосемиотическими платформами, которые питают неигровые интер­фейсы, т.е. определяют актуальные способы цифрового присутствия.</p> 2024-12-03T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/226 Диалог философа и архитектора в присутствии наблюдателя 2024-12-03T22:32:39+03:00 Алексей Эдуардович Левчук alexey.levchuk83@gmail.com Жанна Викторовна Николаева z.nikolaeva@spbu.ru Валерий Владимирович Савчук savcuk.valeri@gmail.com <p>В истории гуманитарного знания есть много примеров интеллектуального собеседования философов и архитекторов: Ле Корбюзье и Дж.&nbsp;Джекобс, Ж. Деррида и П. Айзенмана, Ж. Бод­рийяра и Ж. Нувеля и т.д. Все эти диалоги были попытками отрефлексировать но­вые вызовы времени, важные события и ак­туальные идеи, т.е. они велись не с целью раз­работки универсальной теории, а для то­го, чтобы решить конкретные проблемы те­ку­щей минуты. В результате, с од­ной стороны, были отчасти прояснены некото­рые воп­ро­сы как философии архитектуры, так и тео­рии архитектуры, а с другой, эти дискуссии способствовали постановке новых вопросов. В 1980-е гг. П. Айзенман и Ж. Деррида создали проект «Хора-ль-ное про­изведение» («Chora L Works»), включав­ший в себя лите­ра­турный и архитектурный дискурсы, звуча­щие как «голоса», причем Деррида выступил в качестве дизайнера, а Айзенман – лите­ратора. В итоге возник образец многоголос­ной «архитектуры-полилога». Этот проект канул в лету, но оставил ощущение недо­сказанности, «складки» плиссе, в пыли ко­торой, по-делезиански, может быть заклю­чен целый логарифм большой эпохи. В статье представлен диалог между философом В.В. Савчуком и архитектором А.Э. Лев­чуком, ведущийся при помощи искусствоведа Ж.В. Николаевой. Этот диалог является продолжением сложившейся традиции.&nbsp;</p> 2024-12-03T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/228 Пол и подполье как объекты топологической рефлексии 2024-12-03T22:32:49+03:00 Константин Валерьевич Азаров konstantin.v.azarov@gmail.com <p>В статье представлена аналитика феноменов пола и подполья в русской культуре при помощи топологической рефлексии, как она была описана в работах В.В. Савчука. Автор показывает, что после исследования «Забор как равновесие сил», осуществленного петербургским философом, ак­ту­ализировалась и требует своего осмысления проблематика пола и подполья. Пол и за­бор отличаются там, где прост­ран­ство впервые обретает функциональ­ную дифференциацию – вмещать и разгра­ни­чивать. Недаром в русском языке слова «пол» и «по­ловина» семантически связаны, причем последнее подразумевает разде­ление. В про­цессе топологической реф­лек­сии пола автор статьи, с одной стороны, обнаруживает иное основание культуры, которое рас­кры­вается не через разрез, а при помощи ки­тайского аналога понятия «культура» – <em>вэнь</em> (文), обозначающего при­­родный узор, ставший письменностью. Бу­дучи то­же ре­зуль­татом раны, культура как <em>вэнь</em> рождается из всматривания в трещины-дефисы и узоры на панцирях черепах. С другой стороны, феномен пола получает предельно расширительное истолкование: это и глинобитный пол древних жилищ, и лежанка под открытым небом, и тропа в лесу, а также дно реки и т.п., поскольку пол как фундамент (fundamentum) отсылает к своему корню – fundus (дно). Наконец, анализ «разорванного» сознания современного человека приводит к необходимости исследования подполья, и тут на помощь приходят романы Ф.М. Достоевского, которые удивительным образом перекликаются с идейными поисками суб­куль­тур ХХ&nbsp;в. – от антиконсю­ме­ризма Дж. Керуака до гаджет-эн­ту­зиастов и киберфриков.</p> 2024-12-03T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/230 Голос топоса. Размышляя о поэзии Роальда Мандельштама 2024-12-03T22:32:58+03:00 Андрей Борисович Паткуль a.patkul@spbu.ru <p>Отталкиваясь от предложенной В.В. Савчуком интерпретации понятия места в физическом и аргументативном контекстах у Аристотеля, согласно которой они соположены, автор ставит вопрос об условиях возможности этой соположенности, полагая, что она проблематична, так как в случае аргумен­та­ции место предполагает общность, а в случае природы – индивидуальность тела, которое является объемлемым этим местом. Место абсолютно индивидуально, оно мо­жет быть рассмотрено как принцип индивидуации. Индивидуальность же не может быть адекватно воспроизведена средствами об­основывающей логики и риторики. Они подчинены закону обратного соотношения объема и содержания понятия. Таким образом, для адекватного выражения уникальности индивидуального топоса им потребовалось бы перечислить бесконечное число его отличительных признаков. Речью, которая действительно могла бы дать проявиться уникальности места, может быть речь поэтическая. Для того, чтобы проил­люстри­ро­вать этот тезис, в статье дается анализ поэтической манеры и стихотворений Р. Мандельштама (1932–1961). Делается вывод, что этот поэт, используя единичные, зачастую фантастические признаки, абстрактные аналогии и произвольные исторические и литературные ассоциации, делает за счет этого уз­наваемыми для читателя определенные ло­кации Санкт-Петербурга. Такое узнавание имеет вид синтеза идентификации и, говоря феноменологически, адекватно наполняет интенцию читателя без всестороннего нагляд­ного представления в слове изображаемого топоса. Поэтому любые конкретные то­понимические указания в поэзии Р. Мандельштама оказываются избыточными.</p> 2024-12-03T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/231 Поэтический ландшафт Аркадия Драгомощенко 2024-12-03T22:33:09+03:00 Александр Александрович Самойлов logjam@rambler.ru <p>Статья посвящена культурологической проблематике, актуализируемой творческой и культурной деятельностью А.Т. Драгомощен­­ко. Выявляются ключевые черты ав­тор­ской поэтики и магистральные направления их интерпретации в обнаруженном корпусе рефлексивных текстов, посвященных биогра­фии и творческому методу Драгомощенко. Анализируются факты биографии поэта, относительно которых существует исследовательский консенсус, и предлагается гипотеза о ключевой роли транскультурной ком­му­никации в развитии представлений Драгомощенко о поэзии и самом методе письма. Акцентируются основные положения культурной рефлексии Драгомощенко, а также поле и формы взаимодействия его твор­чес­ко­го метода с отечественной культурной тра­­дицией, прежде всего в аспекте осмысления поэзии. Показывается, что специфика поэти­ки Драгомощенко заключается в проблематизации традиционного лирического субъекта, разрушении установки на визуальность или эмоциональную наполненность, что на­хо­дит свое выражение в ключевых мотивах «косвенности», «отслаивания» как отказе от «присвоения», а также в методологической установке на не-сведение текста к определен­ному значению, одним из методологических источников которой выступает постструктуралистская философия. В анализе пуб­лицистических текстов Драгомощенко про­слеживается то­пология столкновения ав­тор­ской практики письма с оценкой изнутри рефлексируемых им конвенциональных куль­­турных установок. Сопоставляя критические и поэтические тексты, автор статьи приходит к выводу, что обращение к философскому контексту и рефлексия культуры являются неотъемлемой частью творческого метода Драгомощенко.</p> 2024-12-03T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/232 Немецкие философы XVIII–XIX веков о России и Европе 2024-12-03T22:33:18+03:00 Хартвиг Франк khaidarova@rambler.ru Гульнара Равилевна Хайдарова khaidarova@rambler.ru <p>В статье анализируется историко-фило­соф­ский контекст эволюции представлений о России и российской культуре в Германии. Автор исследует позиции таких немецких философов XVIII–XIX вв., как Г. Лейбниц, И. Гердер, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Ницше и Б.&nbsp;Бауэр. Выделяются две разнонаправленные перспективы в трактовке значения России для Западной Европы, подчеркивается, что общим для обеих перспектив является признание взаимовлияния и взаимопринадлежности европейской и российской культур. Делается вывод, что Россия попадает в поле внимания немецких философов лишь постольку, поскольку она рассматривается как принадлежащая к европейскому культурному пространству, хотя и занимает в нем особое место из-за своей геополитической азиатской интеграции. Если для Лейбница Рос­сия – это tabula rasa, подлежащая культурному возделыванию для сближения с Ев­ро­пой, а просветительский импульс Гер­дера был направлен на про­буждение исторического и культурного сознания России с целью национального самоопределения на­ро­да (эту позицию в целом разделяли Кант и Гегель, которые высказывались о России как о такой стране, которая находится в подготовительной фазе своего культурного рас­цве­та и еще не вошла в европейскую систему), то Бауэр и Ницше видят в России спасение для Европы, так как на фоне кризиса европейской государственности и культуры постоянно крепнущая «сила воли» русского народа вселяет надежду на то, что в Европе тоже возникнет воля к единению, и она сможет выжить и сохраниться в условиях предсто­ящих глобальных вызовов.</p> 2024-12-03T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/233 О политическом искусстве 2024-12-03T22:33:27+03:00 Валерий Владимирович Савчук savcuk.valeri@gmail.com <p>В статье речь идет о кризисе современного политического искусства, обусловленного ги­пер­трофией политической функции искусства в ХХ – начале ХХI в. Показывается, что се­годня политическое искусство характеризу­ет­ся навязчивой прямолинейностью и просто­той решений неоднозначных социальных и политических процессов: всевозможные об­ливания краской живописных полотен, про­тестные приклеивания, приковывания, при­би­вания, обнажения и т.п. вызывают сейчас равнодушие, перерастающее в скуку. Фе­но­мен скуки в истории искусства впервые описали архитектор А. Гёллер, утверждавший, что скука выступает причиной смены стиля в архитектуре, и Э. Юнгер, связавший возникновение скуки с «растворенной во времени болью». В этой перспективе понятны слова Ж.-Л. Годара: «Нужно снимать фильмы поли­ти­чески, а не снимать политические фильмы». Осознав это, мы понимаем, что политическая функция не исчезает, а растворяется во всех жанрах и во всех жестах художников. Нельзя не замечать политическое, а его чрезмерность (политические фильмы, политические жесты художников) – не отторгать. Творить же – это значит преодолевать диктатуру господствующих образов и разрушать старую конструкцию взгляда, тем самым свидетельствуя о кризисе существующих форм репрезентации. С одной стороны, мы восприняли как догму, что мир, утрачивая центр, децентрализуется, каждый топос говорит своим языком, с другой, известность и цена работ художника требуют универсальных критериев, глобального рынка. Найти, укрепить и сохранить свой авторский стиль художник может как находясь в оппозиции государству (немецкий экспрессионизм, передвижники), так и идеологически разделяя его фундаментальные цели (советский авангард, поп-арт).</p> 2024-12-03T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/234 Усадьба как паттерн мировоззрения: «затерянный» мир Н.К. Рериха 2024-12-03T22:33:37+03:00 Светлана Николаевна Коробкова korobkova@hf-guap.ru <p>Статья привлекает внимание к музею-усадь­­бе Н.К. Рериха в деревне Извара Ленинградской области. Несмотря на широкую извест­ность творчества членов семьи Рерихов в ми­ре культуры, философии и науки, на родине незаслуженно скромно позиционируется их наследие, в частности Николая Рериха. В статье подчеркивается всемирный, космический масштаб мыслей и дел Н.К. Рериха, что материализовано в существовании центров сохранения и изучения его наследия от США (Нью-Йорка) до Индии (долина в Гималаях). При этом утверждается, что ключевым моментом (паттерном) в формировании космического мировоззрения Рериха выступила усадьба. Усадьба – это особый уклад быта, природный и культурный ландшафт, своеобразный ритм жизни. Проводится аналогия между природными и историческими истоками места, а также истоками повседневной жизни человека и истоками мировоззрения. Делается вывод о том, что в паттерне усадьбы кроются феномены подлинного единства, целостности и идентичности. Это важно для трансляции культурного кода в современном обществе. Подчеркивается, что чтобы усадьба жи­ла и в истории, и в действительности, недостаточно утверждения государственной программы по сохранению культурного наследия, а требуется реальная практика соприкосновения с усадь­бой. Усадьба – это прямая трансляция семей­ных ценностей через артефакты, события, обустройство быта, организацию пространства. С воспитательной точки зрения это вчувствование в судьбу отдельной личности, с образовательной – это опыт реального переживания «здесь и сейчас» истории места, страны, с научной – это воплощение синкретического подхода к познанию мира.</p> 2024-12-03T00:00:00+03:00 Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/236 О математическом мышлении и понятии актуальной формы 2024-12-03T22:33:46+03:00 Леонид Евгеньевич Габрилович ashevzov@mail.ru Александр Викторович Шевцов ashevzov@mail.ru <p>-</p> 2024-12-03T00:00:00+03:00 Copyright (c)