http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/issue/feedФилософский полилог2024-05-26T23:59:33+03:00Editorial board of the "Philosophical polylogue"phil.polylogue@gmail.comOpen Journal Systems<p><strong>ISSN 2587-7283 (print) </strong></p> <p><strong>ISSN 2687-1297 (online)</strong></p> <p>«Философский полилог» – международный научный рецензируемый журнал, посвященный междисциплинарной проблематике, связанной с историей русской философии, культуры и науки. Журнал стремится развивать исследования в области интеркультурной философии и философии полилога. Философия полилога – новое направление историко-философских исследований, которое признает равноправие философских традиций школ и направлений, признает разнообразие путей достижения истины, тесную связь философского мышления с тем типом культуры, общества и мировоззрения, которые его порождают. Философия понимается здесь как самостоятельное промысливание исторических идей философии.</p> <p>Журнал публикует оригинальные исследовательские статьи по тематике истории русской философии, культуры и науки, также публикуются переводы классических философских текстов, рецензии, архивные материалы, обзоры научных мероприятий, материалы круглых столов и исследовательских семинаров. "Философский полилог" выходит два раза в год (1 номер - июнь, 2 номер - декабрь). </p> <p>Учредителем журнала является Международный центр изучения русской философии при <a href="http://socinst.ru/">Социологическом институте РАН – филиале ФНИСЦ РАН</a>. Журнал издается при участии кафедры русской философии и культуры СПбГУ.</p> <p><strong>Главный редактор</strong>: <a href="http://philosophy.spbu.ru/Malinov">д.филос.н. проф. А.В. Малинов</a>.</p>http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/200О невольном дилетантизме русской эмигрантской философии 2024-04-12T15:07:05+03:00Оксана Александровна Назарова ap-image@mail.ru<p>В статье на основе анализа понятий «профессионализм» и «дилетантизм» предпринимается попытка оценить границы их применимости к философии. Указывается, что начиная с XIX в. одним из основных критериев профессионализма в философии становится принадлежность философа к университету. Выдвигается тезис о том, что дилетантизм в философии невозможно однозначно оценить как отрицательное явление, поскольку такая оценка опровергается самой историей философии. Анализируется феномен «невольного дилетантизма» русской эмигрантской философии, обусловленный отлучением ее представителей от университетов высшего ранга вследствие высылки из России в 1922 г. Исследуется статус образовательных институций, основанных русской эмиграцией, и делается вывод о том, что они представляли собой, скорее, народные университеты, которые не являлись академическими в полном смысле этого слова. Ставится вопрос о том, что делает лишенных институциональности философов профессионалами. Выдвигается тезис, что в условиях вынужденной маргинализации профессиональное философское мышление выражается в разных формах. В качестве примера «нестандартных форм» философствования приводятся публичные лекции и письма. Используются материалы из книги Т. Оболевич «Семен Франк в европейской и эмигрантской культуре» (2023). Высказывается предположение о том, что применение методики сетевых взаимодействий Р. Коллинза в исследовании русской эмигрантской философии могло бы помочь противостоять попыткам ее депрофессионализации.</p>2023-12-31T00:00:00+03:00Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/202Историческая трагедия и вопросы морали: Михаил Лифшиц о добре и зле 2024-05-26T23:54:04+03:00Алексей Сергеевич Лагурев allag26@mail.ru<p>В истории классической мысли вопрос о природе добра и зла был неразрывно связан с проблемой человеческого действия и его последствий. Древняя мифология, античная трагедия, «Поэтика» Аристотеля, лекции по философии истории Гегеля – каждая эпоха решала эту проблему по-своему. Развивая предшествующую традицию, марксизм, согласно М.А. Лифшицу, способен представить конкретное решение, в равной степени чуждое как историцистскому релятивизму, так и метафизическому догматизму. Опираясь на теорию мимесиса, развитую в немецкой классической философии и окончательно оформившуюся в марксизме, Лифшиц прослеживает, как достигшая относительной полноты бытия природа обнаруживает в человеке свой собственный голос. В результате говорящие ситуации, объективные фабулы Аристотеля, становятся способны выразить себя субъективно как в области истории, так и на страницах художественных произведений. Возможность опоры на эти ситуации, их отражение открывают перед человеком пространство свободного исторического действия. Ситуация исторической трагедии, когда действующий субъект сталкивается не просто с неожиданными, но обратными последствиями своих действий, получает шанс на более гармоничное разрешение. Движение к этой более благосклонной по отношению к человечеству форме исторического действия, когда ему не приходится вечно учиться на собственном печальном опыте, и составляет действительное содержание понятия «прогресс». Все, что способствует сознательному человеческому действию, и есть историческое, а не абстрактное, добро, а все, что мешает, – зло.</p>2023-12-31T00:00:00+03:00Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/203П.Л. Лавров и его наукоучение2024-05-26T23:54:38+03:00Николай Иванович Безлепкин nick-bezlepkin@yandex.ru<p>Статья посвящена 200-летию со дня рождения Петра Лавровича Лаврова. Творчество выдающегося русского философа и общественного деятеля рассматривается не только под углом зрения его вклада в социальную теорию, но и в контексте того влияния, которое он оказал на развитие научной и педагогической мысли в России. Отмечается, что Лавров представляет собой яркий пример ученого-энциклопедиста, стремящегося к овладению современными ему научными знаниями, приложению их к решению практических и нравственных задач, стоящих перед обществом. Лавров, опираясь на данные целого ряда наук, прослеживает в своих трудах эволюцию человеческой мысли и науки. Он оставил глубокий след в истории русской научно-философской мысли, стал первопроходцем в изучении проблем философии науки, представил достаточно интересное и системно изложенное наукоучение. Наукоучение Лаврова не только привлекло внимание ученых к проблеме единства науки и философии, но и указало пути разрешения сложившегося на рубеже XIX–XX вв. кризиса в науке, подчеркнув значение методологических и эпистемологических проблем в развитии научного знания и заложив тем самым основы современной отечественной философии науки. На протяжении почти двадцатилетней педагогической деятельности Лавров, с одной стороны, стремился поднять преподаваемые им математические дисциплины до уровня их развития того времени, а с другой, подчеркивал важнейшую роль воспитания в процессе обучения, обращал внимание на роль педагога как воспитателя. Делается вывод, что Лаврова можно с полным правом считать одной из ключевых фигур в интеллектуальной и социальной истории России.</p>2023-12-31T00:00:00+03:00Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/204От «Легенды» к «Тайне»: как В. Розанов сделал Ф. Достоевского писателем ХХ века2024-05-26T23:55:19+03:00Нонака Сусумуnonaka@saitama-u.ac.jp<p>В статье прослеживается эволюция взглядов В.В. Розанова на творчество Ф.М. Достоевского. Если в «Легенде о Великом Инквизиторе» (1891), ставшей значительной вехой в истории интерпретации произведений Достоевского в русской философской культуре, Розанов пытается адекватно воспроизвести позицию автора, отмечая, что главу о Великом инквизиторе следует рассматривать как ключевую не только для понимания идейного содержания романа «Братья Карамазовы», но и всего творчества Достоевского, то впоследствии, к концу XIX в., он занял принципиально иную позицию по отношению к русскому писателю. Теперь Розанов стал утверждать, что на вопросы, поставленные в романах Достоевского, следует давать ответы с точки зрения проблематики пола, обоснование святости и трансцендентностьи которого стали для Розанова главной задачей. В связи с этим в статье обращается внимание на работу Розанова «Тайна. Из записной книжки писателя», которая не была опубликована при его жизни. В этом сочинении Розанов активно обсуждает трансцендентность пола, анализируя сочинения разных писателей и мыслителей, среди которых центральное место занимает Достоевский. Здесь в рассуждениях Розанова можно заметить устойчивую тенденцию к «деконтекстуализации», т.е. к интерпретации литературного произведения в отрыве от того исторического контекста, в котором оно было написано, что, в свою очередь, приводит к «сверхсемантизации» – наделению произведения избыточными и прямо не вытекающими из него смыслами. Однако именно эти тенденции – к «деконтекстуализации» и «сверхсемантизации» – определили развитие литературной критики в XX в. Делается вывод, что Розанов стоит у истоков этой традиции.</p>2023-12-31T00:00:00+03:00Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/205Анархический антитеологизм М.А. Бакунина и диалектический атеизм А. Кожева2024-05-26T23:55:52+03:00Денис Алексеевич Шмелев shmelevd98@mail.ru<p>В статье ставится проблема русских истоков неогегельянства А. Кожева (А.В. Кожевникова) и в качестве одного из них указывается антитеологизм М.А. Бакунина. Отмечается схожесть философской судьбы обоих мыслителей, фундированность их философской мысли в революционном опыте и левом гегельянстве, влияние со стороны философии Л. Фейербаха. Дается общая характеристика антитеологизму Бакунина в его сопоставлении с диалектическим атеизмом Кожева. В результате сравнительного анализа взглядов обоих философов на религию выявляются пять концептуальных моментов, которые присутствуют и в неогегельянской доктрине Кожева, и в анархизме Бакунина. Обращается внимание на то, что и Бакунин, и Кожев мыслят атеизм как средство эмансипации человека, снимающее бинарную оппозицию Господина и Раба. Подчеркивается, что в философской перспективе обоих мыслителей атеизм предстает как составляющая эгалитарного проекта, условие построения общества всеобщего равенства, где отсутствуют иерархия и стратификация. Показывается, что и Кожев, и Бакунин представляют атеизм в качестве предпосылки реализации утопического общества, в котором будут ликвидированы насилие и эксплуатация. В заключение делается вывод, что несмотря на богоборческий пафос обоих философов, их собственные проекты будущего общества представляют собой реализацию христианских ценностей (свободы, равенства, индивидуальности) в секулярной форме, что подразумевает как отрицание христианства, так и его развитие.</p>2023-12-31T00:00:00+03:00Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/208Научное и философское наследие Э.Л. Радлова в контексте развития русской философии конца XIX – начала XX века2024-05-26T23:56:29+03:00Анна Павловна Зиновьева parus_7373@mail.ruВиктор Александрович Куприянов nonignarus-artis@mail.ru<p>В статье проводится попытка актуализации научного и философского наследия историка философии, переводчика и филолога Э.Л. Радлова. Реконструируются его биография, период обучения в Санкт-Петербургском университете. Указывается принадлежность Радлова к философской школе М.И. Владиславлева. Авторы показывают, что значительное влияние на становление Радлова как философа оказали командировки за границу. И хотя за годы преподавательской деятельности Радлова вокруг него не сложилось философской школы, тем не менее, из плеяды его учениц сформировался «радловский кружок», который внес вклад в развитие интеллектуальной культуры России. В статье демонстрируется научный вклад Радлова в изучение истории античной, европейской и русской философии. Помимо творчества Радлова, в статье рассматриваются культурный контекст эпохи, а также внешние административно-институциональные рамки, в которых развивались наука и философия в Петербурге в конце XIX – начале XX в. В статье указывается, что наследие Радлова до сих пор остается не до конца изученным историками философии, как и его биография, где по-прежнему имеются лакуны и неточности.</p>2023-12-31T00:00:00+03:00Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/209Список трудов Эрнеста Леопольдовича Радлова (1854–1928)2024-05-26T23:57:15+03:00Виктор Александрович Куприянов nonignarus-artis@mail.ru<p>Впервые публикуется полный список работ Э.Л. Радлова (1854–1928), который структурирован следующим образом: собственные работы, литографированные курсы, редакторская работа и переводы. Внутри рубрик работы Радлова приводятся в хронологическом порядке. Дается анализ публикационной активности Радлова. Автор указывает, что большую часть работ русского философа составляют словарные статьи, а также рецензии, написанные им в качестве редактора «Журнала Министерства народного просвещения. В статье показано, что основу исследовательских работ Радлова формировали работы по историко-философской и литературоведческой проблематике. В центре внимания Радлова были история античной философии, история философии Нового времени, немецкий идеализм и история русской философии. Указывается, что вклад Радлова в философскую культуру России включает в себя и переводы классический философских произведений (Аристотеля, Демокрита, Эмпедокла, Гельвеция). Большую часть в его научной работе составляла редакторская деятельность, в том числе редактирование переводов философских текстов на русский язык (в частности, он был редактором первого русского перевода «Феноменологии духа» Гегеля), а также таких знаковых для того времени философских изданий, как «Новые идеи в философии» и «Родоначальники позитивизма».</p>2023-12-31T00:00:00+03:00Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/210История философии как призвание и профессия2024-05-26T23:58:15+03:00Игорь Дмитриевич Осипов idosipov@mail.ru<p>Публикация посвящена юбилею известного петербургского философа, профессора Санкт-Петербургского государственного университета Игоря Дмитриевича Осипова. В интервью редакции журнала «Философский полилог» И.Д. Осипов, отвечая на вопросы о своем жизненном и творческом пути, который в течение многих десятилетий связан с философским факультетом (институтом философии) СПбГУ, рассказывает о своих университетских учителях, об атмосфере, которая царила на философском факультете университета в разные годы, о своих учениках, а также о специфике современных философских периодических изданий, актуальных проблемах изучения истории русской философии, особенностях преподавания философии в высшей школе. Богатый исследовательский и педагогический опыт юбиляра позволяет ему отметить важные события в истории петербургской философии и философского факультета (Института философии) С.-Петербургского государственного университета, а также обозначить перспективы ее развития. Материалы интервью дают возможность лучше понять процесс формирования современного облика той традиции изучения истории русской философии, которая сложилась в С.-Петербурге в 1990-е гг. Личный вклад И.Д. Осипова в этот процесс заключается прежде всего в том, что он сумел разработать и успешно реализовать в ряде основательных исследований новую, неидеологизированную методологию изучения истории социально-политической мысли в России, представив ее и как целое, и в аспекте двух наиболее влиятельных традиций – либерализма и консерватизма.</p>2023-12-31T00:00:00+03:00Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/212Со-бытие с юбиляром. К 75-летию Алексея Алексеевича Грякалова2024-05-26T23:58:56+03:00Борис Исаевич Пружининprubor@mail.ruTaтьянa Геннадьевна Щедринa tannirra@mail.ruAлексей Павлович Koзырев a.kozyrev@bk.ruEленa Николаевна Устюговa elena.ust@gmail.comСергей Леонидович Фокин serge.fokine@yandex.ruKoнстантин Глебович Исупов kgisupov@mail.ruЗлатица Плашиенкова plasienkova.zlatica@gmail.comAлександр Куприянович Секацкийasekatski@mail.ru<p>Публикация посвящена юбилею известного петербургского философа, профессора РГПУ им. А.И. Герцена Алексея Алексеевича Грякалова. Авторы публикации – Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина, А.П. Козырев, Е.Н. Устюгова, С.Л. Фокин, К.Г. Исупов, З. Плашиенкова и А.К. Секацкий – рассматривают различные аспекты творчества А.А. Грякалова – как философские, так и художественные: работы по эстетике структурализма; анализ текстов Сигизмунда Кржижановского; исследование опыта философского письма, проживания мысли в слове В.В. Розанова; взаимосвязь эстетического с политическим; эстетику события и позиции Другого; эстетический опыт единства Слова и Логоса, жизни и текста; метатекстуальность, перетекающую из умозрения в художественное произведение; пересечение и взаимопроникновение метафизических идей и поэтического слова, а также личного жизненного опыта, философской эрудиции и творческого воображения; топологию субъекта (присутствия) и свидетельство о человеке, в том числе посредством художественной литературы. Предметом рассуждений в публикации являются не только философские статьи и монографии А.А. Грякалова, но и его художественная проза – своего рода эстетическое событие, в котором гармонично переплетаются экзистенциальные, антропологические, аффективные, ментальные и телесные процессы. Отмечается, что в творчестве А.А. Грякалова значительно расширены границы эстетики, которая становится для него, по сути, первой философией. Делается вывод, что А.А. Грякалов является одним из наиболее интересных и плодотворных современных философов, представителей литературоцентризма в русской мысли.</p>2023-12-31T00:00:00+03:00Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/213Философия события: рефлексия и субъект-свидетель (Об актуализации эстетического поворота)2024-04-12T15:07:06+03:00Алексей Алексеевич Грякалов alexalgr@mai.ru<p>В статье рассматриваются топологические основания единства эстетического отношения к жизни и эстетической рефлексии. Эстетика события соединяет в себе онтологические и символические стратегии понимания с преимущественным вниманием к чувственным истокам освоения жизни и мира, темам символизации и поименования. Эстезис понят в его первичном смысле, а именно как энергийный исток эстетического отношения – смысловое событие, не сводимое ни к одному из его оформленных проявлений. Эта исходная полнота открывает возможность возникновения множественности смыслов и стратегий эстетики в пространстве существования и рефлексии. Без эстетического все смысловое и экзистенциальное мутирует и даже вовсе не становится «человеческим». Жизнь, согласно Ф. Ницше, может быть оправдана только как эстетический феномен, но не столько в смысле явленного и доступного наблюдению, а как «само-в-себе-себя-показывающее» и ни к чему не сводимое. Эстетическое как чувственная данность трактуется в статье как первичный источник созерцания – удостоверение действительности. Затрагивается тема «странствий эстетического» в модерне, а также анализируется специфика эстетической функции в коммуникативных процессах пост-современности. Эстетическое понято в топологическом родстве первичного эстезиса, познания, духовного опыта, «голой жизни» и свидетельства-утверждения. Обосновывается необходимость введения терминов «топо-модерн» и «топо-модернизм» посредством обращения к актуальной фигуре субъекта-свидетеля и проблематике топологической субъективности.</p>2023-12-31T00:00:00+03:00Copyright (c) http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/214Человек Серебряного века Павел Муратов: экспертиза красоты2024-05-26T23:59:33+03:00Владимир Михайлович Соловьев soloviev.msk@gmail.com<p>Историк культуры П.П. Муратов, автор знаменитого трехтомника «Образы Италии», совместил в понимании искусства эстетизм и интеллектуально-эмоциональное прочтение артефактов. Имплицитно он мыслил категориями, значениями и понятиями, которые оформятся в науке много позже, но, не употребляя современные термины «метатопография» или «атмосфера места», он, по сути, интегративно обобщал и синтезировал в своих работах науковедческие, культурфилософские, культурологические, исторические, искусствоведческие, географические, психологические и др. знания, позволяющие оптимизировать междисциплинарные ресурсы мышления и воображения применительно к обширному и разноплановому материалу. В статье книга Муратова осмыслена и позиционирована как научно-художественная поверка Италии Россией и России Италией. Изображая Италию как идеальную модель гармонии природы и созидательной деятельности человека, где мир людей органично вписывается в окружающую среду, не ломая ее и не нарушая эстетического равновесия, не опошляя первозданной красоты, Муратов выходил далеко за пределы художественного описания и представил, по сути, экзистенциально-философский отчет о своем опыте переживания прекрасного. Именно Красота, понятая в ее конкретной осуществленности и осмысленная в контексте личного сопричастия, стала предметом творческих изысканий Муратова. В статье приводятся сведения о жизни русского писателя и ученого, показывается значение его трудов для современной России и Италии.</p>2023-12-31T00:00:00+03:00Copyright (c)