ДЕТСКИЙ ПОЛИЛОГ – ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ С ДЕТЬМИ ПРИ ИНТЕРКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕНИИ
Аннотация
В статье рассматривается связь между интер-культурной философией и занятиями фило-софией с детьми. В 2016 г. был иници¬ирован проект детского полилога, предполагающий философское общение между учениками начальных школ из Вупперталя (Германия) и Гонолулу (Гавайи). Это был большой опыт и успех для всех участников. Основываясь на этом опыте, в 2019 г. проект был продолжен – между учениками начальных школ из Вуп-перталя и поселка Теней в регионе Фукусима (Япония). Этот проект также был завершен успешно. Идея детского полилога является закономерным развитием полилого-интеркультурной позиции в философии. Автор статьи – по образованию интеркультурный философ – активно занимается философией с детьми. В статье предпринята попытка при помощи анализа полученного опыта рассмотреть некоторые важнейшие темы интеркультурной философии, а именно вопросы о ме-сте, пространстве и мире, в контексте занятий философией с детьми, в частности, сопоставив эти вопросы с проблемой определения смысла игры. Целью этого рассмотрения является изучение творческого потенциала человека, реализующегося в интерактивном процессе построения мира, продвигающемся в направлении к все большей гуманизации. Делается вывод о том, что взрослые должны начать с саморефлексии и самопреобразова-ния, чтобы установить надлежащие отношения с детьми. То же верно и для выстраивания надлежащих отношений между людьми, принадлежащими к различным культурам, придерживающимися различных философ-ских взглядов и проживающими в различных регионах мира.