В конце концов, мы могли бы быть каннибалами. Декарт и его история самопознания
Аннотация
В свете современных дискуссий о европейской философии как инструменте колониального господства необходимость переосмысления истории философии не вызывает сомнений. Обзор историографии современной философии показывает, что наиболее типичным способом ее представления по-прежнему является нахождение некой внутренней логики, ведущей к появлению конкретных теорий (картезианской, кантианской и т.д.), вне зависимости от внешних, т.е. исторических, обстоятельств. Между тем, с латиноамериканской точки зрения, которая берется за отправную в этой статье, «открытие», или «изобретение» (Э. О’Горман), Америки стало одним из важных факторов, определяющих в последнее время развитие европейской философии, прежде всего в контексте истолкования рациональности, субъективности и современности. В статье анализируется философия Декарта с позиции историко-ориентированного подхода, но в то же время автор стремится избежать трактовки Декарта как теоретика колониализма. Например, в самом центре картезианского проекта самости обнаруживается принципиальное сомнение, которое может разрешиться только в акте повествования, посредством которого самосознающий субъект конституирует себя. Таким образом, тезис cogito ergo sum можно истолковать не столько как ego conquiro (как это делают, например, Э. Дуссель и его последователи), но, скорее, как проявление полной утраты уверенности в себе, которую можно восстановить только практически, но не теоретически. Эта внутренняя амбивалентность картезианской философии является действительным результатом воздействия открытия Америки на мировоззрение Декарта.