Бахтин, русская и христианская философия XIX века о единстве и индивидуализме
Аннотация
Отмечается, что творчество М. М. Бахтина обычно изучают и анализируют исключительно в литературоведческом смысле. Действительно, Бахтин являлся одним из ведущих литературоведов XX в., предложил несколько уникальных методов литературного анализа. Он также был глубоким исследователем творчества Ф. М. Достоевского. Многие ученые связывают подход Бахтина с развитием советского литературно-аналитического метода в социалистическо-марксистском искусстве. В последнее время, однако, все больше стали учитывать влияние философских взглядов Бахтина на его литературоведческие работы. В результате было установлено, что диалогизм, гетероглоссия и карнавальные теории Бахтина раскрывают чувство социальной общности, которое вполне соответствует идеологии социализма. Опровергая такой вывод, автор статьи показывает, что чувство коллективности, единства не является специфическим элементом социалисической теории, так как оно всегда было характерно для русской философии, в том числе и для ее досоветского периода. Например, «соборность» А. С. Хомякова и «всеединство» В. С. Соловьева оказывали влияние на русскую мысль XIX–XX вв., а истоки этих идей надо искать в христианстве. Бахтин в ранний период также активно участвовал в религиозной жизни, поэтому велика вероятность того, что его идея единства восходит к этим религиозно-философским истокам. Цель статьи – проанализировать, в какой степени на творчество Бахтина повлияли религиозно-философские идеи и как он применяет их в литературном анализе (от абстрактного до практического), формулируя свою религиозно-философско-литературную теорию.