«Город будущего» в культуре: Ленинград и Тель-Авив (Белый город)

  • Чуан Дай Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: Ленинград, Тель-Авив, футуризм, город будущего, Баухаус, конструктивизм, концептульное искусство

Аннотация

В статье анализируются попытки практической реализации проектов «города будущего» в России и Из­ра­и­ле – в Ленинграде и Тель-Авиве. Показано, что идея визуализации будущего пред­став­ляет собой типичное явление культуры ХХ в., выступая следствием изменения философского понимания пространства. В современной философии пространство понимается, как правило, условно и допускает множественность интерпретаций и форм построения. В Европе наиболее известные проекты «города-будуще­го» были созданы архитекторами футуристического направления, это «город-сад» Э. Го­варда, «Но­вый город» А. Сант’Элиа и др. Под влиянием утопического мышления в Советском Союзе в 1920–1930-е гг. также создаются проекты нового города будущего, которое связывалось с наступлением коммунизма. Появились новые виды строений, такие как фабрика-кухня, жилой дом коллек­тивного типа, дворец культуры, общественная баня, клуб. Их архитекторы придерживались прин­ципов конструктивизма, подчеркивая функции зданий через их формы. «Белый город» Тель-Авива (более 4 тысяч зданий) был построен в соответствии с идеями школы Баухаус. Хотя исторически Тель-Авив пред­став­ляет собой типично еврейский го­род на Ближ­нем Востоке, в центре города имеются кварталы, построенные в «интернациональном стиле» Баухаус с целью реализации про­екта создания нового города – города будущего. Анализ архитектуры этого горо­да, как и Ленингра­да, демонстрирует влияние идеологии посредством архитектуры. Кроме того, он позволяет сделать вывод о том, что проекты городов будущего следует рассматривать как образцы концептуального искусства.

Опубликован
2020-12-31
Как цитировать
Дай , Ч. (2020). «Город будущего» в культуре: Ленинград и Тель-Авив (Белый город). Философский полилог, (2), 160-168. https://doi.org/10.31119/phlog.2020.2.127
Выпуск
Раздел
ФИЛОСОФСКИЕ ЭССЕ