Русское Просвещение как феномен современности

  • Александр Александрович Львов Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: Просвещение, современность, цивилизационный солипсизм, самосознание нации, аксиология, идеология

Аннотация

С конца XVIII в. ответ на вопрос: «Что такое Просвещение?» конституируется как одна из вечных тем философии. В статье показано, что ответ на этот вопрос позволяет актуализировать одно из важнейших свойств че­ло­ве­че­ского знания – его неотменяемость. В качестве девиза Про­свещения автор статьи предла­гает считать формулу «Нельзя узнать назад». Она одновременно указывает и на то, что познание необратимо изменяет познающе­го, и на то, что изменение, произо­шед­шее с познающим, становится его ви­ной (в гегелевском смысле) и самоисцеляющей ответственностью. Эта формулу мо­жно экстраполировать и на национальные культуры. Эпоха Просвещения в истории той или иной культуры опознается сейчас по тому, каким образом были сфор­мулированы фундаментальные цен­ности и ка­кие были проделаны шаги в направлении к самосознанию нации. В истории России эпоха Просвещения, начавшаяся с преобразований Петра и окон­чившаяся вос­ста­нием декабристов, оз­на­­меновалась встре­чей с Другим в лице за­пад­ной (как это было определено самими российскими просветите­лями) цивилизации. В этом смысле история Про­свещения в статье рассматривается как дра­матический про­цесс феноменологии наци­онального самосознания, постоянный диалог с Другим с целью самопознания. Опыт эпо­­хи Просвещения мо­жет дать современной Рос­сии аксиологическое основание для продол­жения конструктивного диалога с другими участниками неотменяемого всемирного диа­лога.

Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
Львов , А. А. (2021). Русское Просвещение как феномен современности. Философский полилог, (2), 74–87. https://doi.org/10.31119/phlog.2021.2.146
Выпуск
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ