Взгляд Льва Карсавина на эмиграцию

  • Франсуаза Лесур Университет Лион 3 имени Жана Мулена
Ключевые слова: Л.П. Карсавин, русская фило­софская эмиграция, история русской филосо­фии

Аннотация

В статье рассматривается отношение Л.П. Карсавина к русской эмиграции в целом. Отмечается, что образование Карсавина, его взгляды и склад ума свидетельствуют о том, что он изначально принадлежал к тому типу русской интеллигенции, которых принято называть западниками. Предметом его специальных научных исследований была история европейского Средневековья. Однако революция в России и вынужденная эмиграция заставили его впервые задуматься над специфичностью исторической судьбы России и заново осмыслить свою собственную судьбу историка, связав ее с трагическими событиями, обрушившимися на его родину. Утверждая, вслед за интуитивизмом Н.О. Лосского, единство субъекта и объекта в процессе познания, Л.П. Карсавин тем самым подчёркивал, что он рассматривает вынужденный разрыв с той культурной средой, которая его породила, как роковую беспочвенность, обрёкшую его исторические исследования на неизбежную долю произвольности. Эмиграция сказалась на изменении тематики его исследований. Например, в учении о времени, он отводит центральное место понятию самоотречения. Фактически, в эмиграции Л.П. Карсавин пришел к отрицанию своего прошлого «я», что наиболее явно проявилось в его участии в евразийском движении. Указывается, что в отличие от многих изгнанников, Л.П. Карсавин смог «вернуться» на родину. В лагере, в котором Л.П. Карсавин провел последние годы жизни, он встретил людей, которых можно было бы назвать его учениками. Прежде всего, это Анатолий Ванеев, сохранивший его учение и передавший его наследие следующим поколениям русских мыслителей.

Опубликован
2022-12-31
Как цитировать
Лесур, Ф. (2022). Взгляд Льва Карсавина на эмиграцию. Философский полилог, (2), 47–60. https://doi.org/10.31119/phlog.2022.2.177
Выпуск
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ