Славянофильский и евразийский социально-психические субъекты истории. Реальность, или «произвольные чаяния и гадания»

  • Юлия Биляловна Мелих Московский государственный университет им. М.В. Ломо-носова
Ключевые слова: русская общественно-политическая философия, кризис либеральной цивилизации, В.Ф. Одоевский, Б.Н. Чичерин

Аннотация

Рассматриваются различные методы тео­ре­ти­зации исторической реальности с целью трактовки феноменов русской культуры – сла­вя­нофильства и евразийства как исторических субъектов, или исторических коллектив­ных индивидуальностей, а также как «кол­­лективных романов». Эта тема раскрывается в трех разделах: 1) дилемма и амбивалентность славянофильства; 2) евразийство как «истинное откровение и раскрытие существа России»; 3) славянофильство и ев­ра­зийство как коллективные романы. Выделя­ются основные подходы к трактовке истории: 1) как развития социально-ис­­­то­ри­чес­ких субъектов (коллективных, со­бор­­ных, сим­фонических личностей, культур-субъ­ек­тов (Л.П. Карсавин)); 2) как взаимодействииие различных прин­ци­пов: свободы и не­об­ходимости (А.С. Хомяков); иррационализма и абсолют­ных ценностей (В. Виндель­банд); высшего единства (коллективного) и личностно­го (Л.П. Карсавин); разума и любви, идеи и лица (Г.В. Фло­ровский). Данные подходы применяются для трактовки славянофильства и евразийства. Ставится вопрос об общечеловеческой истории, ответ на который ве­дет к детерминизму, релятивизму или к утверждению Богочеловечества. Евразийство представлено как сущность, или судьба, Рос­сии. Делается вывод о том, что в силу амбивалентности истории концепции, представляющие только одну из сторон исторической реальности: Европу или Рос­сию, не могут претендовать на целостность да­же при применении диалектического мыш­ле­ния. Тем не менее, значимость учений славянофилов и евразийцев бесспорна и становится все больше во время трансформационных процессов, происходящих в России.

Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
Мелих, Ю. Б. (2023). Славянофильский и евразийский социально-психические субъекты истории. Реальность, или «произвольные чаяния и гадания». Философский полилог, (1), 12–23. https://doi.org/10.31119/phlog.2023.1.186
Выпуск
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ