Славянофильский и евразийский социально-психические субъекты истории. Реальность, или «произвольные чаяния и гадания»
Аннотация
Рассматриваются различные методы теоретизации исторической реальности с целью трактовки феноменов русской культуры – славянофильства и евразийства как исторических субъектов, или исторических коллективных индивидуальностей, а также как «коллективных романов». Эта тема раскрывается в трех разделах: 1) дилемма и амбивалентность славянофильства; 2) евразийство как «истинное откровение и раскрытие существа России»; 3) славянофильство и евразийство как коллективные романы. Выделяются основные подходы к трактовке истории: 1) как развития социально-исторических субъектов (коллективных, соборных, симфонических личностей, культур-субъектов (Л.П. Карсавин)); 2) как взаимодействииие различных принципов: свободы и необходимости (А.С. Хомяков); иррационализма и абсолютных ценностей (В. Виндельбанд); высшего единства (коллективного) и личностного (Л.П. Карсавин); разума и любви, идеи и лица (Г.В. Флоровский). Данные подходы применяются для трактовки славянофильства и евразийства. Ставится вопрос об общечеловеческой истории, ответ на который ведет к детерминизму, релятивизму или к утверждению Богочеловечества. Евразийство представлено как сущность, или судьба, России. Делается вывод о том, что в силу амбивалентности истории концепции, представляющие только одну из сторон исторической реальности: Европу или Россию, не могут претендовать на целостность даже при применении диалектического мышления. Тем не менее, значимость учений славянофилов и евразийцев бесспорна и становится все больше во время трансформационных процессов, происходящих в России.