Славянофильское учение о языке и немецкая наука и философия
Аннотация
Предметом рассмотрения в статье выступает влияние немецких философии и языкознания на становление и развитие славянофильского учения о языке. Немецкий романтизм, наложивший свой отпечаток на философию и языкознание в Германии и способствовавший появлению сравнительно-исторического языкознания, оказал существенное влияние и на возникновение русской философии языка. Крупнейшие представители славянофильства в той или иной степени опирались на достижения немецкой науки и философии, творчески переосмысливая важнейшие идеи немецкого романтизма о языке как душе народа, тождестве языка и мысли, взаимосвязи форм языка с национальной культурой и жизнью. Основным методом исследования в статье выступает метод компаративистики, на основе которого выявлены как взаимосвязи учения о языке немецких и русских мыслителей, так и те отличия, которые указывают на самобытность взглядов славянофилов на место и роль языка в становлении национального самосознания. Актуальность предмета исследования обусловлена возрастающим вниманием ученых и широкой общественности к месту и роли языка в жизни народа и развитии культуры. Делается вывод о том, что несмотря на факт заимствования славянофилами в их философско-лингвистических работах идей и методов метафизики немецких романтиков и языкознания, они сумели обосновать вполне оригинальное учение о языке, ключевым пунктом которого является тезис о бытийности слова. Именно онтологическая трактовка языка отличает славянофильскую лингвофилософию от европейских теорий, придерживающихся в то время принципов номинализма.