Учение Н.Я. Данилевского как источник западноевропейской философии истории
Аннотация
Статья посвящена осмыслению историософской концепции Н.Я. Данилевского в контексте ее влияния на учения О. Шпенглера и А. Тойнби. Посредством сопоставления философско-исторических взглядов русского, немецкого и английского мыслителей обсуждается проблема недостаточной исследованности влияния русской мысли на западную философию неклассического периода. Показывается, что базовые концепты философии истории Шпенглера («гештальт истории», «культура», «цивилизация», «душа народа», «псевдоморфоз») появились в результате рецепции русской историософии. По сути, Шпенглер осуществил преломленный сквозь призму европоцентризма синтез идей Данилевского и К.Н. Леонтьева о «молодости» русского культурно-исторического типа, его восточно-византийских основах, недостаточной результативности его культурно-государственной жизни, негативном характере западного культурного влияния. Отсутствие прямых ссылок у Шпенглера на Данилевского доказывает важность идей последнего для немецкого мыслителя, поскольку главный принцип его работы с источниками состоял в том, чтобы ссылаться на другого автора по частным вопросам, но не при обращении к центральным идеям. Также можно говорить об опосредованном влиянии Данилевского на концепцию Тойнби, фундаментальной установкой которой является культурологический плюрализм, убеждение в многообразии форм социальной организации человечества. Дальнейшая работа по раскрытию и обоснованию скрытого и опосредованного влияния отечественной мысли на зарубежную философию имеет определенные перспективы в рамках методологии сравнительного анализа.