П.Л. Лавров и его наукоучение
Аннотация
Статья посвящена 200-летию со дня рождения Петра Лавровича Лаврова. Творчество выдающегося русского философа и общественного деятеля рассматривается не только под углом зрения его вклада в социальную теорию, но и в контексте того влияния, которое он оказал на развитие научной и педагогической мысли в России. Отмечается, что Лавров представляет собой яркий пример ученого-энциклопедиста, стремящегося к овладению современными ему научными знаниями, приложению их к решению практических и нравственных задач, стоящих перед обществом. Лавров, опираясь на данные целого ряда наук, прослеживает в своих трудах эволюцию человеческой мысли и науки. Он оставил глубокий след в истории русской научно-философской мысли, стал первопроходцем в изучении проблем философии науки, представил достаточно интересное и системно изложенное наукоучение. Наукоучение Лаврова не только привлекло внимание ученых к проблеме единства науки и философии, но и указало пути разрешения сложившегося на рубеже XIX–XX вв. кризиса в науке, подчеркнув значение методологических и эпистемологических проблем в развитии научного знания и заложив тем самым основы современной отечественной философии науки. На протяжении почти двадцатилетней педагогической деятельности Лавров, с одной стороны, стремился поднять преподаваемые им математические дисциплины до уровня их развития того времени, а с другой, подчеркивал важнейшую роль воспитания в процессе обучения, обращал внимание на роль педагога как воспитателя. Делается вывод, что Лаврова можно с полным правом считать одной из ключевых фигур в интеллектуальной и социальной истории России.