Философия события: рефлексия и субъект-свидетель (Об актуализации эстетического поворота)

  • Алексей Алексеевич Грякалов Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Ключевые слова: эстезис, эстетическая функция, автореферентность, транс-фигуративность, субъект-свидетель, топо-модернизм

Аннотация

В статье рассматриваются топологические ос­нования единства эстетического отношения к жизни и эстетической рефлексии. Эстетика события соединяет в себе онтологические и символические стратегии понимания с преимущественным вниманием к чувственным истокам освоения жизни и мира, темам символизации и поименования. Эстезис понят в его первичном смысле, а именно как энергийный исток эстетического отношения – смыс­ловое событие, не сводимое ни к одному из его оформленных проявлений. Эта ис­ход­ная полнота открывает возможность воз­ник­новения множественности смы­с­лов и стра­тегий эстетики в пространстве существо­вания и рефлексии. Без эстетическо­го все смысловое и экзистенциальное му­ти­рует и даже вовсе не становится «человеческим». Жизнь, согласно Ф. Ницше, может быть оправдана только как эстетический фе­номен, но не столько в смысле явленного и доступного на­блюдению, а как «само-в-се­бе-себя-по­ка­­зы­вающее» и ни к чему не сводимое. Эсте­тическое как чувственная данность трактуется в статье как первичный источник созерцания – удостоверение действительности. Затрагива­ет­ся тема «странствий эстетического» в модерне, а также анализируется специфика эс­те­тической функ­ции в коммуни­кативных про­цессах пост-современ­нос­ти. Эс­тетическое понято в топологическом родстве первич­ного эстезиса, познания, духовно­­го опыта, «голой жизни» и свиде­тельства-ут­­верж­де­ния. Обосновывается необходимость вве­­­де­ния терминов «топо-модерн» и «топо-мо­дер­низм» посредством обращения к актуаль­ной фигуре субъекта-свидетеля и пробле­ма­тике то­по­ло­гической субъективности.

Опубликован
2023-12-31
Как цитировать
Грякалов , А. А. (2023). Философия события: рефлексия и субъект-свидетель (Об актуализации эстетического поворота). Философский полилог, (2), 160–184. https://doi.org/10.31119/phlog.2023.2.213
Выпуск
Раздел
СОБЫТИЯ