Философия события: рефлексия и субъект-свидетель (Об актуализации эстетического поворота)
Аннотация
В статье рассматриваются топологические основания единства эстетического отношения к жизни и эстетической рефлексии. Эстетика события соединяет в себе онтологические и символические стратегии понимания с преимущественным вниманием к чувственным истокам освоения жизни и мира, темам символизации и поименования. Эстезис понят в его первичном смысле, а именно как энергийный исток эстетического отношения – смысловое событие, не сводимое ни к одному из его оформленных проявлений. Эта исходная полнота открывает возможность возникновения множественности смыслов и стратегий эстетики в пространстве существования и рефлексии. Без эстетического все смысловое и экзистенциальное мутирует и даже вовсе не становится «человеческим». Жизнь, согласно Ф. Ницше, может быть оправдана только как эстетический феномен, но не столько в смысле явленного и доступного наблюдению, а как «само-в-себе-себя-показывающее» и ни к чему не сводимое. Эстетическое как чувственная данность трактуется в статье как первичный источник созерцания – удостоверение действительности. Затрагивается тема «странствий эстетического» в модерне, а также анализируется специфика эстетической функции в коммуникативных процессах пост-современности. Эстетическое понято в топологическом родстве первичного эстезиса, познания, духовного опыта, «голой жизни» и свидетельства-утверждения. Обосновывается необходимость введения терминов «топо-модерн» и «топо-модернизм» посредством обращения к актуальной фигуре субъекта-свидетеля и проблематике топологической субъективности.