Н.А. Бердяев – русский мистический философ
Аннотация
Н.А. Бердяева зачастую называют «русским экзистенциалистом», «персоналистом», «религиозным философом». Автор статьи причисляет его к представителям русской мистической философии, раскрывая все вышеупомянутые характеристики в новом ракурсе. Бердяев был необычным даже среди мистических философов, и не только потому, что живо и откровенно обсуждал проблему мистики как тайны, основы духовной и религиозной жизни, отправного момента в формировании различных религиозно-мистических направлений, но и потому, что в своих философских интуициях и разработках отошел от понимания мистики, данное В.С. Соловьевым, родоначальником русской мистической философии. В статье предлагается непредвзятый анализ зрелых и поздних работ Бердяева с точки зрения разработанного им «мистического миросозерцания». Основным объектом исследования выступает работа «Самопознание», которая представлена сейчас в нескольких «изводах» – от первого парижского издания (1949) и до издания, составленного и подготовленного А.В. Вадимовым (1991). Эти издания не всегда «пересекаются», они дополняют друг друга, поэтому ссылки в тексте будут приводиться на оба эти издания. Наличие в статье обширных цитат из сочинений Бердяева объясняется тем, что тема мистики в русской философии до сих пор вызывает дискуссии и неоднозначные оценки, поэтому необходимо напомнить (или сообщить) современным читателям о подчеркнутом интересе Бердяева к мистике, о его конкретных разработках мистической проблематики, а также о том, что основополагающее и непосредственное влияние на философское творчество русского мыслителя оказали различные мистические учения.