Случайный философ (О ряде мотивов «Философа и художника»)
Аннотация
В статье рассматриваются ряд мотивов книги «Философ и художник», заключающей в себе размышления философа В.В. Савчука о творчестве художника Владимира Комельфо (В.М. Фомичева) и репродукции работ известного петербургского мастера. Подчеркивается, что эта книга может восприниматься как история более чем тридцатилетнего состязания критика-мыслителя и живописца-экспериментатора: в действительности речь идет о противоборстве двух типов восприятия, мышления и выражения. В этом противостоянии соревнующиеся перенимают приемы друг у друга: философия начинает живописать, а живопись – философствовать. Собственно само состязание философа и художника, летопись которого представлена в книге «Философ и художник», есть не что иное, как трудный опыт такой дружбы, в которой друг обретает нечаянную возможность изменить себя в пользу другого, себе не изменяя. Действительно, размещенные в книге В.В. Савчука репродукции картин и рисунков, отражаясь в рассуждениях философа, могут говорить намного больше, нежели на персональных выставках художника. А опыты арт-критики, написанные философом «по случаю», заключает в себе в более или менее явной форме поползновения на истинно философское словотворчество, каковое является отличительной чертой всякой самобытной философии. Акцентируется внимание на актуальности практики ново-архаического философского мышления, которое, заручаясь поддержкой графического или живописного ряда, предстает не погружением в глубины бытия-языка с целью постижения сокрытой истины, а скольжением по поверхности сущего – приглашением к путешествию по извивам видимого.