Пол и подполье как объекты топологической рефлексии
Аннотация
В статье представлена аналитика феноменов пола и подполья в русской культуре при помощи топологической рефлексии, как она была описана в работах В.В. Савчука. Автор показывает, что после исследования «Забор как равновесие сил», осуществленного петербургским философом, актуализировалась и требует своего осмысления проблематика пола и подполья. Пол и забор отличаются там, где пространство впервые обретает функциональную дифференциацию – вмещать и разграничивать. Недаром в русском языке слова «пол» и «половина» семантически связаны, причем последнее подразумевает разделение. В процессе топологической рефлексии пола автор статьи, с одной стороны, обнаруживает иное основание культуры, которое раскрывается не через разрез, а при помощи китайского аналога понятия «культура» – вэнь (文), обозначающего природный узор, ставший письменностью. Будучи тоже результатом раны, культура как вэнь рождается из всматривания в трещины-дефисы и узоры на панцирях черепах. С другой стороны, феномен пола получает предельно расширительное истолкование: это и глинобитный пол древних жилищ, и лежанка под открытым небом, и тропа в лесу, а также дно реки и т.п., поскольку пол как фундамент (fundamentum) отсылает к своему корню – fundus (дно). Наконец, анализ «разорванного» сознания современного человека приводит к необходимости исследования подполья, и тут на помощь приходят романы Ф.М. Достоевского, которые удивительным образом перекликаются с идейными поисками субкультур ХХ в. – от антиконсюмеризма Дж. Керуака до гаджет-энтузиастов и киберфриков.