Поэтический ландшафт Аркадия Драгомощенко
Аннотация
Статья посвящена культурологической проблематике, актуализируемой творческой и культурной деятельностью А.Т. Драгомощенко. Выявляются ключевые черты авторской поэтики и магистральные направления их интерпретации в обнаруженном корпусе рефлексивных текстов, посвященных биографии и творческому методу Драгомощенко. Анализируются факты биографии поэта, относительно которых существует исследовательский консенсус, и предлагается гипотеза о ключевой роли транскультурной коммуникации в развитии представлений Драгомощенко о поэзии и самом методе письма. Акцентируются основные положения культурной рефлексии Драгомощенко, а также поле и формы взаимодействия его творческого метода с отечественной культурной традицией, прежде всего в аспекте осмысления поэзии. Показывается, что специфика поэтики Драгомощенко заключается в проблематизации традиционного лирического субъекта, разрушении установки на визуальность или эмоциональную наполненность, что находит свое выражение в ключевых мотивах «косвенности», «отслаивания» как отказе от «присвоения», а также в методологической установке на не-сведение текста к определенному значению, одним из методологических источников которой выступает постструктуралистская философия. В анализе публицистических текстов Драгомощенко прослеживается топология столкновения авторской практики письма с оценкой изнутри рефлексируемых им конвенциональных культурных установок. Сопоставляя критические и поэтические тексты, автор статьи приходит к выводу, что обращение к философскому контексту и рефлексия культуры являются неотъемлемой частью творческого метода Драгомощенко.