О политическом искусстве

  • Валерий Владимирович Савчук Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: политическое искусство, ак¬ционизм, скука, стиль, конструкция взгляда, Адольф Гёллер, Эрнст Юнгер

Аннотация

В статье речь идет о кризисе современного политического искусства, обусловленного ги­пер­трофией политической функции искусства в ХХ – начале ХХI в. Показывается, что се­годня политическое искусство характеризу­ет­ся навязчивой прямолинейностью и просто­той решений неоднозначных социальных и политических процессов: всевозможные об­ливания краской живописных полотен, про­тестные приклеивания, приковывания, при­би­вания, обнажения и т.п. вызывают сейчас равнодушие, перерастающее в скуку. Фе­но­мен скуки в истории искусства впервые описали архитектор А. Гёллер, утверждавший, что скука выступает причиной смены стиля в архитектуре, и Э. Юнгер, связавший возникновение скуки с «растворенной во времени болью». В этой перспективе понятны слова Ж.-Л. Годара: «Нужно снимать фильмы поли­ти­чески, а не снимать политические фильмы». Осознав это, мы понимаем, что политическая функция не исчезает, а растворяется во всех жанрах и во всех жестах художников. Нельзя не замечать политическое, а его чрезмерность (политические фильмы, политические жесты художников) – не отторгать. Творить же – это значит преодолевать диктатуру господствующих образов и разрушать старую конструкцию взгляда, тем самым свидетельствуя о кризисе существующих форм репрезентации. С одной стороны, мы восприняли как догму, что мир, утрачивая центр, децентрализуется, каждый топос говорит своим языком, с другой, известность и цена работ художника требуют универсальных критериев, глобального рынка. Найти, укрепить и сохранить свой авторский стиль художник может как находясь в оппозиции государству (немецкий экспрессионизм, передвижники), так и идеологически разделяя его фундаментальные цели (советский авангард, поп-арт).

Опубликован
2024-12-03
Как цитировать
Савчук , В. В. (2024). О политическом искусстве. Философский полилог, (1-2), 212–218. https://doi.org/10.31119/phlog.2024.1-2.233
Выпуск
Раздел
СОБЫТИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)