Усадьба как паттерн мировоззрения: «затерянный» мир Н.К. Рериха
Аннотация
Статья привлекает внимание к музею-усадьбе Н.К. Рериха в деревне Извара Ленинградской области. Несмотря на широкую известность творчества членов семьи Рерихов в мире культуры, философии и науки, на родине незаслуженно скромно позиционируется их наследие, в частности Николая Рериха. В статье подчеркивается всемирный, космический масштаб мыслей и дел Н.К. Рериха, что материализовано в существовании центров сохранения и изучения его наследия от США (Нью-Йорка) до Индии (долина в Гималаях). При этом утверждается, что ключевым моментом (паттерном) в формировании космического мировоззрения Рериха выступила усадьба. Усадьба – это особый уклад быта, природный и культурный ландшафт, своеобразный ритм жизни. Проводится аналогия между природными и историческими истоками места, а также истоками повседневной жизни человека и истоками мировоззрения. Делается вывод о том, что в паттерне усадьбы кроются феномены подлинного единства, целостности и идентичности. Это важно для трансляции культурного кода в современном обществе. Подчеркивается, что чтобы усадьба жила и в истории, и в действительности, недостаточно утверждения государственной программы по сохранению культурного наследия, а требуется реальная практика соприкосновения с усадьбой. Усадьба – это прямая трансляция семейных ценностей через артефакты, события, обустройство быта, организацию пространства. С воспитательной точки зрения это вчувствование в судьбу отдельной личности, с образовательной – это опыт реального переживания «здесь и сейчас» истории места, страны, с научной – это воплощение синкретического подхода к познанию мира.