ЛАГЕРНЫЙ ЦИКЛ КАК ФИЛОСОФСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ Л. П. КАРСАВИНА

  • Сергей Сергеевич Хоружий Институт философии РАН
Ключевые слова: Л. П. Карсавин, Максим Исповедник, симфоническая личность, обожение, всеединство, космическая литургия

Аннотация

Корпус философских и философско-поэти­че­ских текстов, созданных Л. П. Карсавиным в 1949–1952 гг. перед его кончиной в концлагере Абезь на Полярном Урале, интерпретируется как зрелый финальный итог творческого пути мыслителя, собирающий воедино ведущие и ключевые мотивы его философии. Показывается, что объединяющим на­ча­лом всего философского комплекса являет­ся концепция обожения, которая еще с эпохи патристики слу­жила центральной концепцией православ­ного богословия. В этой свя­зи анализ Лагерного цикла проводится в срав­нительной перспективе, в сопо­став­лении со святоотеческой концепцией обо­жения, как она развита прежде всего у Максима Исповедника. Главное внимание уделяется пер­сонологическому аспекту: ре­кон­струируется то, что совершается с личностью в ходе обожения, представляемого у Карсавина в форме «онтологической драмы», охватывающей и мир, и Бога. Рассматривается также космический аспект, когда в обоживающее преображение вовлекается весь тварный космос. В богословии Максима Исповедника космическое измерение обо­жения описывается посредством идеи «космической литургии», устанавливающей развернутую связь между обожением космоса и богослужением литургии и Евхаристии. В Лагерном цикле концепция обожения в целом соответствует этой святоотеческой идее. В качестве специфики концепции Карсавина обсуждается его трактовка смерти, совершенства и апогея развития.

Литература

In memory of L. P. Karsavin], Brussels: Zhizn' s Bogom, 1990.

Karsavin, L.P. Venok sonetov [A wreath of sonnets], in Vaneev, A.A. Dva goda v Abezi. V pamyat' o L. P. Karsavine [Two years in Abez. In memory of L. P. Karsavin], Brussels: Zhizn' s Bogom, 1990.

Karsavin, L.P. Kommentariy k Venku sonetov i Tertsinam [Commentary on the Wreath of sonnets and Terza rima], in Vaneev, A.A. Dva goda v Abezi. V pamyat' o L. P. Karsavine [Two years in Abez. In memory of L. P. Karsavin], Brussels: Zhizn' s Bogom, 1990.

Karsavin, L.P. O bessmertii dushi [About the immortality of soul], in Vaneev, A.A. Dva goda v Abezi. V pamyat' o L. P. Karsavine [Two years in Abez. In memory of L. P. Karsavin], Brussels: Zhizn' s Bogom, 1990.

Karsavin, L.P. O molitve Gospodney [On the Lord’s prayer], in Vaneev, A.A. Dva goda v Abezi. V pamyat' o L. P. Karsavine [Two years in Abez. In memory of L. P. Karsavin], Brussels: Zhizn' s Bogom, 1990.

Karsavin, L.P. Osnovnye tezisy metafizicheskogo miropoznaniya [The main theses of metaphysical world knowledge], in Karsavin, L.P. Sochineniya [Works], Moscow: Raritet, 1993.

Karsavin, L.P. O sovershenstve [About perfection], transl. from Lithuanian by A. Kovtun, in Bogoslovskie trudy [Theological works], 2004, vol. 39.

Karsavin, L.P. Sv. Ottsy i uchiteli Tserkvi. Raskrytie Pravoslaviya v ih tvoreniyah [St. Fathers and Teachers of the Church. Demonstration of Orthodoxy in their works], Paris: Y.M.C.A.-Press, 1926.

Karsavin, L.P. Tertsiny [Terza rima], in Vaneev, A.A. Dva goda v Abezi. V pamyat' o L. P. Karsavine [Two years in Abez. In memory of L. P. Karsavin], Brussels: Zhizn' s Bogom, 1990.

Maximus the Confessor, Tvoreniya [Works], Book 1, Moscow: Martis, 1993.

Khoruzhy, S.S. Issledovaniya po isikhastskoy traditsii [Hesychast tradition studies], vol. 1, St. Petersburg: RCGA Publishing House, 2012.

Khoruzhy, S.S. Filosofiya Karsavina v sud'bah yevropeyskoy mysli o lichnosti [Philosophy of Karsavin in the fate of the European idea of personality], in Lev Platonovich Karsavin [Lev Platonovich Karsavin], Moscow: ROSSPEHN, 2012.

Опубликован
2018-12-31
Как цитировать
Хоружий , С. С. (2018). ЛАГЕРНЫЙ ЦИКЛ КАК ФИЛОСОФСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ Л. П. КАРСАВИНА. Философский полилог, (2), 29-40. извлечено от http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/33
Выпуск
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ