О КИНОФИЛЬМЕ «ЖИТЬ»: ДИАЛОГ А. КУРОСАВЫ С РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

  • Ацуси Саканива Университет Васэда
Ключевые слова: Акира Куросава, Лев Толстой, Федор Досто-евский, «Жить», «Смерть Ивана Ильича», Россия и Япония.

Аннотация

Известно, что на творчество японского кинорежиссера Акиры Куросавы (1910–1998) большое влияние оказала русская литература. Режиссер сам рассказывал об увлечении русской литературой, особенно творчеством Достоевского, в своей юности. После кинофильма «Идиот» (1951), снятого по роману Достоевского, Куросава начал работать над следующим фильмом «Жить» (1952), основанном на повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» (1886). И в повести Толстого, и в фильме Куросавы изображаются смерть «обычного человека» и эгоизм, равнодушие окружающих. Но между ними есть разница. В своей повести Толстой придает большее значение миру после физической смерти, чем миру обычной жизни. Автор утверждает, что Куросава не мог принять такой взгляд на жизнь и смерть. Поэтому в первой половине фильма «Жить» он следует сюжету Толстого, а во второй половине отходит от него. Не случайно в образе главного героя Куросавы японские исследователи нередко замечали экзистенциальные мотивы, почерпнутые у Достоевского. Обращая внимание на статью Толстого «О жизни» (1886–1887), в которой, используя понятия «существование» и «жизнь», Толстой рассказывал о «рождении истинной жизни в человеке», автор исследует, какие элементы взглядов Толстого и Достоевского на жизнь и смерть были отражены в художественном мире Куросавы и как они были адаптированы. В заключение представлен анализ той роли, которую сыграл фильм «Жить» в истории японской культуры, особенно после Второй мировой войны.

Литература

Nabokov, V. Lectures on Russian Literature, Fredson Bowers (ed.), San Diego, New York, London, 1980.

Evlampiev, I.I. Istoriya russkoj filosofii [The history of Russian philosophy], 2nd ed., enlarged, St. Petersburg: RHGA, 2014.

Ito, S. Bungaku annaj [Introduction to literature], Tokyo: Kodansya, 1998.

Kurosawa, A. Vatasi no sakuhin [My films], in Ejga Dzhunkan [Seasonly cinema journal], 1956, Novogodnij special'nyj nomer [New Year's special issue], Tokyo: Ondorisya, 1956.

Zensyu Kurosawa Akira [Complete set of works of Akira Kurosawa], vol. 3, Tokyo: Ivanami syoten, 1998.

Levickij, S.A. Ocherki po istorii russkoj filosofskoj i obshchestvennoj mysli [Essays on the history of Russian philosophical and social thought], Frankfurt: Posev, 1968.

Sato, T. Kurosava Akira sakuhin kajdaj [Annotation for the works of Akira Kuro-sawa], Tokio: Ivanami syoten, 2002.

Sina, R. “Ikiru” no riarizumu: Kurosawa sakuhin ni aravareta ningenzo [The real-ism of “To live”: A man in the work of Kurosawa], in Ejga Hyoron [Film criticism], 1952, no. 10.

Tolstoj, L.N. Izbrannye filosofskie proizvedeniya [Selected philosophical works], Moscow: Prosveshchenie, 1992.

Tolstoj L.N. Sobranie sochinenij v 22 t. [Selected works in 22 vol.], Moscow: Hudozhestvennaya literatura, 1978–1984.

Hiroj, Yo. Sisejkan o tojnaosu [Let’s reconsider the view on life and death], Tokyo: Tikumasyobo, 2001.

Cudzuki, M. Kurosava Akira “Issaku Issyo” Dzen 30 sakuhin [Akira Kurosawa, “One job, one life’ all 30 works], Tokyo: Kodansya, 1998.

Cudzuki, M. Kurosava Akira i «Ikiru»: Dokyument. Kokoro ni hibiku ningen no songen [Akira Kurosawa and “To Live”: Documentary data. Human dignity, sounding to the heart]. Tokyo: Asahi Sonorama, 2003.

Ejga Hyoron [Film criticism]. 1952. № 12.

Опубликован
2017-06-30
Как цитировать
Саканива, А. (2017). О КИНОФИЛЬМЕ «ЖИТЬ»: ДИАЛОГ А. КУРОСАВЫ С РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ. Философский полилог, (1), 99-110. извлечено от http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/53
Выпуск
Раздел
ИССЛЕДОВАНИЯ