МАРКСИСТСКИЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ МЕССИАНИЗМ И АНТИМЕССИАНИЗМ КОНСЕРВАТИВНЫЙ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА: БОГОСТРОИТЕЛИ И В. В. РОЗАНОВ

  • Олег Николаевич Ноговицин Социологический институт Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
Ключевые слова: мессианизм, марксизм, политический консерватизм, Ветхий и Новый завет, богостроители, М. Горький, А. В. Луначарский, В. В. Розанов.

Аннотация

В статье анализируются марксистский революционный мессианизм и антимессианизм консервативного сознания и консервативной социально-политической мысли. Метафизический план этого столкновения имеет историческое измерение – в ре­во­люциях и мировых войнах. Этот род метафизики изначально являлся своеобразной религиозной или ква­зирелигиозной рефлексией ис­тори­че­с­кой судьбы человека – совокупного движения че­ловечества к счастью (социализм, мар­к­сизм, либерализм), понимавшемуся по-раз­но­му, но обязательно в форме коллективного действия и борьбы. Консервативное сознание аппелировало к разного рода национализму и мессианству, опираясь на глобаль­ные исторические метанарративы, важнейшим из которых было христианство. Хри­с­тианство вообще можно назвать ис­точ­ником идеологии исторического мессианизма, поскольку в осмыслении противостояния Ветхого и Нового заветов создавались ключевые идеи консерватизма и мессианства. Как образец революционно-месс­иан­ской логики рассуждения в статье рассматривается теория «пропаганды» русских марксистов-богостроителей, образцом второго служит критика Нового завета В. В. Розановым.

Литература

Agamben, G. (2018), Ostavsheesya vremya. Kommentariy k Poslaniyu k Rimlyanam [Time that remains: A commentary on the Letter to the Romans], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow.

Kokovin, I.S. (2019), Influence of the ideas of F. Nitzsche and L. Feierbakh on the phenomenon of God-building in Russia, in Russian Logos–2: Modernity – Limits of Control. Materials of the international philosophical conference, St. Petersburg, September 25–28, Publishing House of Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, St. Petersburg, pp. 351–356.

Kurganov, E. (1997), Rozanov i Flornskiy. Problema messianstva [Rozanov and Florensky. The problem of messianism], in Zvezda, no. 3, pp. 211–220.

Kurganov, E. (2000), Vasiliy Rozanov i evrei [Vasily Rozanov and the Jews], in Kurganov, E., and Mondry, G. Rozanov i evrei [Rozanov and the Jews], Akade¬mi-cheskiy proekt, St. Petersburg, pp. 5–153.

Mondry, G. (2000), Vasiliy Rozanov, evrei i russkaya literature [Vasily Rozanov, the Jews and Russian literature], in Kurganov, E., and Mondry, G. Rozanov i evrei [Ro¬zanov and the Jews], Akade¬mi¬cheskiy proekt, St. Petersburg, pp. 155–270.

Pavlovskiy, O.A. (1980), Lunacharskiy, Mysl, Moscow.

Risako, A. (2019), From “religion” to “world outlook”: A. V. Lunacharsky’s theory of a collective in the post-October period, in Russian Logos–2: Modernity – Limits of Control. Materials of the international philosophical conference, St. Petersburg, September 25–28, Publishing House of Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, pp. 340–341.

Boer, R. (2012), Utopia, religion and the God-builders: from Anatoly Lunacharsky to Ernst Bloch, in Tomoiaga, L., Barbul, M., and Demarcsek, R. (eds.) From Francis Bacon to William Golding: utopias and dystopias of today and of yore, Cambridge Scholars Publishing, Cambridge, pp. 2–20.

Rowley, D.G. (1999), “Redeemer Empire”: Russian millenarianism, in The American Historical Review, vol. 104, no. 5, pp. 1582–1602.

Stites, R. (1989), Revolutionary dreams: utopian vision and experimental life in the Russian revolution, Oxford University Press, Oxford.

Опубликован
2019-12-31
Как цитировать
Ноговицин , О. Н. (2019). МАРКСИСТСКИЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ МЕССИАНИЗМ И АНТИМЕССИАНИЗМ КОНСЕРВАТИВНЫЙ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА: БОГОСТРОИТЕЛИ И В. В. РОЗАНОВ. Философский полилог, (2), 11-26. извлечено от http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/90
Выпуск
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ