В.И. Ламанский и его ученики

  • Елисавета Александровна Волкова Остравский университет
Ключевые слова: В.И. Ламанский, научная школа Ламанского, славяноведение, славянофильство, школа славистов

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению научной шко­­лы В.И. Ла­манского, обозначены основы, на которых базировалась академическая общность. Среди ос­новных критериев выделяется сходство миро­воззренческих и идеологических установок. В статье используются как научные публикации, так и мемуарные источники. Ламанский раскрывается как внимательный и трепетный педагог, общение с учениками которого выходило далеко за пределы университетских аудиторий. Человеческие качества соединялись с выдающимися педагогическими способностями и блестящим умом прозорливого мыс­лителя; одних очаровывала доброта Ла­ман­ского, другим симпатизировал обобщающий взгляд на историю и культуру славян. «Научная школа» Ламанского рассматривается не как профессиональная группа, а как «семья», сложившаяся в университете. В качестве фонового сюжета исследуется влияние Ламанского на интеллектуальную культуру славянского ми­ра. Студенты Ламанского проявили себя не только как выдающиеся ученые, но и как талантливые политические деятели. В «научной школе» Ламанского царила преемственность, воспитавшая не одно поколение русских славистов. Влияние славяноведа стало определяющим для формирования научного пути многих его учеников. Комплексный подход к образователь­ному процессу и склонность к интеллектуальному общению с виднейшими представителями славянской культуры втор. пол. XIX в. вдохновляли молодых исследователей. В статье дана обзорная характеристика академических интересов И.С. Пальмова, В.П. Семенова-Тян-Шанско­го, К.Я. Грота. Широта взглядов Ламанского позволила его «последователям» найти себя в разных областях: церковной истории славян, географии, славистике.

Опубликован
2022-12-31
Как цитировать
Волкова, Е. А. (2022). В.И. Ламанский и его ученики. Философский полилог, (2), 61–72. https://doi.org/10.31119/phlog.2022.2.178
Выпуск
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ