В.И. Ламанский и его ученики
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению научной школы В.И. Ламанского, обозначены основы, на которых базировалась академическая общность. Среди основных критериев выделяется сходство мировоззренческих и идеологических установок. В статье используются как научные публикации, так и мемуарные источники. Ламанский раскрывается как внимательный и трепетный педагог, общение с учениками которого выходило далеко за пределы университетских аудиторий. Человеческие качества соединялись с выдающимися педагогическими способностями и блестящим умом прозорливого мыслителя; одних очаровывала доброта Ламанского, другим симпатизировал обобщающий взгляд на историю и культуру славян. «Научная школа» Ламанского рассматривается не как профессиональная группа, а как «семья», сложившаяся в университете. В качестве фонового сюжета исследуется влияние Ламанского на интеллектуальную культуру славянского мира. Студенты Ламанского проявили себя не только как выдающиеся ученые, но и как талантливые политические деятели. В «научной школе» Ламанского царила преемственность, воспитавшая не одно поколение русских славистов. Влияние славяноведа стало определяющим для формирования научного пути многих его учеников. Комплексный подход к образовательному процессу и склонность к интеллектуальному общению с виднейшими представителями славянской культуры втор. пол. XIX в. вдохновляли молодых исследователей. В статье дана обзорная характеристика академических интересов И.С. Пальмова, В.П. Семенова-Тян-Шанского, К.Я. Грота. Широта взглядов Ламанского позволила его «последователям» найти себя в разных областях: церковной истории славян, географии, славистике.