О логицизме А.И. Введенского
Аннотация
В статье обосновывается тезис о том, что философское творчество А.И. Введенского следует рассматривать в контексте неокантианства. Автор утверждает, что Введенский является не только первым русским неокантианцем, но и одним из первых (а в России первым) аналитических философов, т.к. разработанный им логицизм содержит в себе существенные элементы прагматизма, аналитической философии и концептуального (терапевтического) анализа, а также позволяет преодолеть кантовский трансцендентализм. Как философская система, логицизм Введенского строится им по мере прояснения и критики логики употребления таких понятий, как «вещь в себе», «явление», «опыт», «знание», «вера», «данное», «закон природы», «материя», «смысл», «смысл жизни» и др., в результате чего проясняется также структура эпистемической рациональности. Для Введенского знание и метафизика дополняют друг друга. Всякое знание основывается на сознательной, или нравственно обоснованной, вере, которая неопровержима, хотя и недоказуема. В статье утверждается, что это понятие сходно с понятием петлевого убеждения Витгенштейна. В частности, сознательную веру в существование вещей в себе можно трактовать как петлевое убеждение (предложение) «Существуют объекты». Тогда понятие вещи в себе как предела, которым оперирует Введенский, совпадает с понятием объекта как принципа идентификации. Русский философ вплотную приблизился к пониманию структуры эпистемической рациональности как рациональности локальной и предполагающей существование логических достоверностей – петлевых убеждений (предложений, обязательств). Религиозная позиция Введенского характеризуется в статье как квазифидеизм.