ПАРАДИГМЫ ВОСПРИЯТИЯ ФИЛОСОФИИ Л. П. КАРСАВИНА В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

  • Оксана Назарова Институт персонального тренинга и консультирования
Ключевые слова: межкультурная философская коммуникация, полилог, Г. А. Веттер, Л. П. Карсавин, дихотомия Свой–Чужой, евразийство, христианский гуманизм

Аннотация

Исследуется общение философских культур как одна из форм межкультурной коммуникации, показывается, что оно ведется в форме полилога, где ведущую роль играет историк философии, который может либо пробудить, либо блокировать интерес к философу. Использование идей С. Л. Франка в ка­честве методологии способствует преобразованию традиционной для межкультурной коммуникации дихотомии Свой–Чужой в дихотомию Свой–Иной. Это позволяет сфор­мулировать цель межкультурной философской коммуникации как преодоление онтологического отчуждения между ее участниками и достижения состояния Я–Ты-отношения, когда иной становится в другой культуре своим в своей инаковости. На примере восприятия творчества Л. П. Карсавина Г. A. Веттером демонстрируется, что историк философии, выходец из иной для философа культурной и религиозной среды, способен на глубокое понимание учения исследуемого философа. Рецепция метафизики Карсавина в качестве теоретического обоснования евразийства (Ю. Б. Мелих) по­зво­ляет ввести его творчество в круг современных европейских философских и общественно-полити­ческих дискуссий. Делается вывод, что для достижения цели межкультурной философской коммуникации историку философии необходимы чуткость к собственному культурному наследию и зна­ние особенностей иной культуры.

Литература

Valdenfels, B. Svoya kul´tura i chuzhaya kul´tura. Paradoks nauki o “Chuzhom” [One’s own culture and a foreign culture. The paradox of the science of the “Other”]. URL: http://archive.li/dLj0e#selection-39.0-43.56.

Vetter, G.A. L. P. Karsavin [L. P. Karsavin], in Russkaya religiozno-filosofskaya mysl´ XX veka [Russian religious and philosophical thought of the 20th century], ed. N. P. Poltoratskiy, Pittsburg, 1975. URL: http://odinblago.ru/vetter_ karsavin.

Gavryushin, N. Perepiska A. Vettera s L. Karsavinym [Correspondence of A. Vetter and L. Karsavin], transl. from French by A. N. Gavryushin, in Simvol, 1994, No. 31.

Karsavin, L.P. Gosudarstvo i krizis demokratii [The state and the crisis of democracy]. URL : https://cyberleninka.ru/article/v/gosudarstvo-i-krizis-demokratii.

Karsavin, L.P. O nachalax [About the principles], Berlin: Obelisk, 1925.

Nazarova, O. Ezhegodnik “Issledovaniya po istorii russkoy mysli”. Redaktory M. Ko¬le¬rov, N. Plotnikov [Yearbook “Research on the history of Russian thought”. Editors M. Kolerov, N. Plotnikov], in Istoriko-filosfskiy ezhegodnik 2012 [Historical and philosophical yearbook 2012], Moscow: Kanon+, Reabilitatsiya, 2013.

Nazarova, O. Sovremennye nemetskie issledovaniya tvorchestva S. L. Franka [Mo¬dern German studies of S. L. Frank’s work], in Mysl´, 2014, No. 16.

Ter-Minasova, S.G. My uchim ne tol´ko tomu, “kak skazat´”, no i “chto skazat´” [We teach not only “how to say”, but also “what to say”], in Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 19: Lingvistika i mezhkul’turnaya kommunikatsiya [Bulletin of Moscow University. Ser. 19: Linguistics and Intercultural Communication], 2004, No. 1.

Hagemaister, M. Novoe srednevekovye Pavla Florenskogo [The new Middle Ages of Paul Florensky], in Issledovaniya po istorii russkoj mysli [Research on the history of Russian thought], Moscow: Modest Kolerov, 2003.

Khromova, E.B. O roli prepodavaniya inostrannogo yazyka kak posrednika v dialoge kul´tur [On the role of teaching a foreign language as an intermediary in the dialogue of cultures], in Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 2012, vol. 1, No. 7 (18).

Frank, S.L. “Ya” i “my” (K analizu obshcheniya) [“I” and “we” (To the analysis of communication)], in Istoriya filosofii [History of philosophy], 2010, No. 15.

Tsygankov, A.S. Peter Elen kak issledovatel´ filosofskogo naslediya S. L. Franka [Peter Ellen as a researcher of the philosophical heritage of S. L. Frank], in Ellen, P. Ontologiya i antropologiya S. L. Franka [Ontology and anthropology of S. L. Frank], transl. from German by Cygankov, A.S.], Moscow: IPh RAS, 2017.

Karsavin, L. Perí archon. Ideen zur christlichen Metaphysik [Perí archon. Ideas of Christian metaphysics], Memel, 1928.

Mehlich, J. Die Philosophisch-Theologische Begründung des Eurasismus bei L. P. Karsavin [The philosophical-theological grounding of Eurasianism by L. P. Karsavin], in Studies in East European Thought, 2000, vol. 52, No. 1–2.

Seitschek, H.O. Christlicher Humanismus [Christian humanism]. URL: https:// de.zenit.org/articles/christlicher-humanismus.

Wetter, G.A. L. P. Karsawins Ontologie der Dreieinheit. Die Struktur des kreatür¬lichen Seins als Abbild der göttlichen Dreifaltigkeit [L. P. Karsavin’s ontology of the Trinity. The structure of created existence as a reflection of the Divine Trinity], in Orientalia Christiana Periodica, 1943, IX, No. 3/4.

Wetter, G.A. Zum Zeitproblem in der Philosophie des Ostens. Die Theorie der “Allzeitlichkeit” bei L. P. Karsawin [On the problem of time in the philosophy of the East. L. P. Karsavin’s “theory of all-unity”], in Scholastik, 1949, Book 3.

Опубликован
2018-12-31
Как цитировать
Назарова, О. (2018). ПАРАДИГМЫ ВОСПРИЯТИЯ ФИЛОСОФИИ Л. П. КАРСАВИНА В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ . Философский полилог, (2), 7-16. извлечено от http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/31
Выпуск
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ