Т. Г. МАСАРИК И СЛАВЯНСТВО. К анализу дуализма западничества и славянофильства в русском сознании

  • Ян Зоугар Университета им. Т. Г. Масарика в Брно
Ключевые слова: Т. Г. Масарик, славянство, русская философия, западничество, славянофильство, русская культура

Аннотация

Славянский вопрос стал для Т. Г. Масарика одной из тем всей его жизни. Масарик опирался на глубокое знание культурных, эконо­мических и политических отношений от­дель­ных славянских народов и в течение всей своей научной и политической деятельности критически дистанцировался ото всех форм панславизма и неославизма. Он считал, что объективное изучение всех состав­ляющих жизни славянских народов дол­ж­но быть необходимым условием культурного, экономического и политического сотрудничества, направленного на национальное и социальное освобождение равноправных славянских народов. Масарик посещал Россию в 1887, 1888, 1910 и 1917–1918 гг. Накануне Первой мировой войны он написал работу «Россия и Европа» (1913), которая вообще является самым обстоятельным его исследованием. Масарик продемонстрировал глубокое знание российских культурных и политических условий, и благодаря этому текст не устарел и до сих пор может служить базовым пособием по изучению интеллектуальной истории России. Пытаясь найти сущность русского сознания, Масарик критиковал две ключевые тенденции русской духовной жизни: крайний консерватизм (теократию) и крайний анархизм (нигилизм, терроризм). Его анализ условий рус­ской духовности связан с размышлениями о политических аспектах славянской про­бле­ма­тики и представляет собой однозначное отвержение как панславизма, так и славянофильских тезисов свободы от политики и народного единения без свободы.

Литература

Vollman, F. Cheshskiy slavizm, yego proshloye i programma [Czech Slavism, its past and program], in Slavyanstvo v cheshskoy natsional'noy zhizni [Slavdom in the Czech national life], J. Matsurek (ed.), Brno: Rovnost, 1947.

Doubek, V., Gladki, L., Vlchek, R. Masarik i slavyane [Masaryk and the Slavs], Prague: Institute of History of the Academy of Sciences of the Czech Republic, 2013.

Masarik, T.G. Mirovaya revolyutsiya [World revolution], Prague: Orbis a Čin, 1925.

Masarik, T.G. Novaya Yevropa. Slavyanskaya tochka zreniya [New Europe. Slavic point of view], Brno: Doplněk, 1994.

Masarik, T.G. Rossiya i Yevropa [Russia and Europe], Prague: Masaryk Institute, 1995.

Opat, Y. Rossiya i Yevropa. Opyt XX veka v prizme filosofii istorii Masarika [Rus-sia and Europe. The experience of the 20th century in the prism of Masaryk’s phi-losophy of history], in T. G. Masarik, Rossiya i Yevropa – tvorchestvo, viden'ye, nastoyashcheye [T. G. Masaryk, Russia and Europe – creativity, provision, present] Prague: Masaryk Institute of the Academy of Sciences of the Czech Republic, 2002.

Pospishil, I. Fenomen sumasshestviya v russkoy literature XIX i XX vekov [Phe¬no-me¬non of madness in the Russian literature of 19–20 centuries], Brno: Masarykov University, 1995.

Urban, O. Cheshskoye obshchestvo 1848–1918 [The Czech society of 1848–1918], Prague: Svoboda, 1982.

Опубликован
2017-12-31
Как цитировать
Зоугар, Я. (2017). Т. Г. МАСАРИК И СЛАВЯНСТВО. К анализу дуализма западничества и славянофильства в русском сознании . Философский полилог, (2), 119-128. извлечено от http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/70
Выпуск
Раздел
ИССЛЕДОВАНИЯ