КОНЦЕПЦИЯ ИСТИННОЙ СМЕРТИ Л. П. КАРСАВИНА И «СИНТЕТИЧЕСКИЙ» ОБРАЗ ИИСУСА ХРИСТА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

  • Игорь Иванович Евлампиев Санкт-Петербургский государственный университет
  • Виктор Александрович Куприянов Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Ключевые слова: Л. П. Карсавин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев, смерть, «синтетическая натура» Христа.

Аннотация

Анализируются те черты, ко­торые Карсавин придал концепции всеединства. Земной мир объясняется им как несовершенное состояние Всеединства, в котором процессы разложения единого на множество элементов и обратного соединения возникшего множества в единство отделяются друг от друга, по­лучают временную длительность и «останавливаются» в промежуточном состоянии, определящем пространственную форму ми­ра. Только в человеческой личности сохраняется возможность продолжить и довести до конца процесс разделения бытия, после чего все бытие должно принять форму абсолютного Всеединства. Это и есть истинная смерть личности. Являясь совершенной лич­ностью, Иисус Христос умер именно так, но воскреснуть он должен был не в ограниченной телесной форме, а в виде «вселенской», «синтетической» личности, телом которой является весь пространственный мир. Такое понимание смерти и воскресения Иисуса Христа имеется у Достоевского, Тол­стого и Соловьева. Карсавин выразил общую тенденцию русской философии всеединства.

Литература

Dostoevsky, F.M. (1980), Zapiski publitsisticheskogo i literaturno-kriticheskogo haraktera iz zapisnyh knizhek i tetradey 1860–1865 gg. [The notes of journalistic and literary-critical character from the notebooks and writing books of 1860–1865], in Dostoevsky, F.M. Polnoe sobranie sochinneniy v 30 t. [Complete works in 30 vol.], vol. 20, Nauka, Leningrad, USSR, pp. 152–205.

Evlampiev, I.I. (2017), O filosofskikh osnovaniyakh religioznykh vozzreniy F. Dostoevskogo i L. Tolstogo [On the philosophical foundations of F. Dostowvsky’s and L. Tolstoy’s religious views], in Dostoevskiy i mirovaya kul'tura. Al'manah № 35 [Dostoevsky and the world literature. Almanac No. 35], Serebryanyy vek, St. Petersburg, Russia, pp. 298–312.

Evlampiev, I.I. (2017), Russkaya filosofiya v evropeyskom kontekste [Russian philosophy in the European context], RChHA Publishing House, St. Petersburg, Russia.

Karsavin, L.P. (1994), O dobre i zle [On good and evil], in Karsavin, L.P. Malye sochineniya [Little works], Aletheia, St. Petersburg, Russia, pp. 250–284.

Karsavin, L.P. (1994) Saligia, ili Ves'ma kratkoe i dushepoleznoe razmyshlenie o Boge, mire, cheloveke, zle i semi smertnykh grekhakh [Saligia, or a very short and useful for soul reflection concerning God, the world, man, evil and seven deadly sins], in Karsavin, L.P. Malye sochineniya [Little works], Aletheia, St. Petersburg, Russia, pp. 24–57.

Karsavin, L.P. (1992), O lichnosti [On personality], Renessans, Moscow, Russia, pp. 3–232.

Karsavin, L.P. (1993), O tak nazyvaemom “bessmertii dushi” [On so called “immortality of soul”], in Karsavin, L.P. Sochineniya [Works], Raritet, Moscow, Russia, pp. 478–479.

Karsavin, L.P. (1995), O nachalah [On the foundations], YMCA-Press, St. Pe¬ters-burg, Russia.

Nicolaus Cusanus, (1980), Ob uchenom neznanii [On learned ignorance], in Nico-laus Cusanus, Sochineniya v 2 t. [Works in 2 vol.], vol. 1, Mysl', Moscow, USSR, pp. 47–184.

Solovyov, V.S. (1988), Opravdanie dobra [The justification of the good], in Solovyov, V.S., Sochineniya v 2 t. [Works in 2 vol.], vol. 1, Mysl', Moscow, USSR, pp. 47–580.

Solovyov, V.S. (1988), Ideya chelovechestva u Avgusta Konta [The idea of humanity by August Compt], in Solovyov, V.S., Sochineniya v 2 t. [Works in 2 vol.], vol. 1, Mysl', Moscow, USSR, pp. 562–581.

Tolstoy, L.N. (1957), V chem moya vera? [What is my faith?], in Tolstoy, L.N. Polnoe sobranie sochineniy v 90 t. [Complete works in 90 vol.], vol. 23, Khudozhestvennaya literatura, Moscow, USSR, pp. 304–465.

Tolstoy, L.N. (1936), O zhizni [On life], in Tolstoy, L.N. Polnoe sobranie sochineniy v 90 t. [Complete works in 90 vol.], vol. 26, Khudozhestvennaya literatura, Moscow, USSR, pp. 313–442.

Tolstoy, L.N. (1953), Dnevniki i zapisnye knizhki 1895–1899 gg. [Diaries and notebooks of 1895–1899], Tolstoy, L.N. Polnoe sobranie sochineniy v 90 t. [Complete works in 90 vol.], vol. 53, Khudozhestvennaya literatura, Moscow, USSR, pp. 3–38.

Опубликован
2019-06-30
Как цитировать
Евлампиев, И. И., & Куприянов, В. А. (2019). КОНЦЕПЦИЯ ИСТИННОЙ СМЕРТИ Л. П. КАРСАВИНА И «СИНТЕТИЧЕСКИЙ» ОБРАЗ ИИСУСА ХРИСТА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО. Философский полилог, (1), 20-39. извлечено от http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/80
Выпуск
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)