Антропология маскарада в концепции Федора Степуна

  • Marta Lechowska Jagiellonian University, Krakow
Keywords: Fyodor Stepun, masquerade, an¬thro¬pology of theatre, tragedy, Vyacheslav Ivanov

Abstract

В статье рассматривается проблематика ма­с­карада в антропологической перспективе. Ос­­новываясь на письме Ф. Степуна к жене («Из писем прапорщика артиллериста», 1916), в котором дается характеристика Нового года как праздника, неотъемлемыми атрибутами ко­торого являются маска и маскарад (как форма трансгрессии индивидуального «я» в сфере культуры), автор различает два типа этого явления: развлекательный и философский, или трансцендентный (термины Степуна). Объясняя, что означают эти термины по отношению к театральному явлению, ав­тор проводит различие между светскими (Новый год) и религиозными (Рождество, Святая Троица) праздниками. Затем в контексте анализа работы «Основные проблемы те­ат­ра» (1923) ставится вопрос об условиях воз­можности маскарада философского типа. Степун, вводя понятия «единодушие» и «мно­­­годушие», выделяет три антропологических типа: мещанин, мистик и артист; только один из них отвечает условиям философского маскарада. Через сопоставление двух вышеупомянутых текстов раскрывается антропологическая основа театральных явлений, включая маскарад. Рассматривается также проблематика трагического в контексте антропологии и культуры; автор указывает на сходство между концепциями трагедии Степуна и В.И. Иванова. В основе обеих концепций трагедии лежит отношение человека, действующего в мире, к метафизическому идеалу. Последней отправной точкой рассуждений является утверждение, относящее понятие театральности в первую очередь к антропологическим категориям и лишь во вторую – к культурным феноменам. В тексте показана необходимая антропологическая подоплека феномена маскарада.

 

Published
2021-12-31
How to Cite
Lechowska , M. (2021). Антропология маскарада в концепции Федора Степуна. Philosophical Polylogue, (2), 51–62. https://doi.org/10.31119/phlog.2021.2.143
Section
SCIENTIFIC ARTICLES