Антропология маскарада в концепции Федора Степуна
Abstract
В статье рассматривается проблематика маскарада в антропологической перспективе. Основываясь на письме Ф. Степуна к жене («Из писем прапорщика артиллериста», 1916), в котором дается характеристика Нового года как праздника, неотъемлемыми атрибутами которого являются маска и маскарад (как форма трансгрессии индивидуального «я» в сфере культуры), автор различает два типа этого явления: развлекательный и философский, или трансцендентный (термины Степуна). Объясняя, что означают эти термины по отношению к театральному явлению, автор проводит различие между светскими (Новый год) и религиозными (Рождество, Святая Троица) праздниками. Затем в контексте анализа работы «Основные проблемы театра» (1923) ставится вопрос об условиях возможности маскарада философского типа. Степун, вводя понятия «единодушие» и «многодушие», выделяет три антропологических типа: мещанин, мистик и артист; только один из них отвечает условиям философского маскарада. Через сопоставление двух вышеупомянутых текстов раскрывается антропологическая основа театральных явлений, включая маскарад. Рассматривается также проблематика трагического в контексте антропологии и культуры; автор указывает на сходство между концепциями трагедии Степуна и В.И. Иванова. В основе обеих концепций трагедии лежит отношение человека, действующего в мире, к метафизическому идеалу. Последней отправной точкой рассуждений является утверждение, относящее понятие театральности в первую очередь к антропологическим категориям и лишь во вторую – к культурным феноменам. В тексте показана необходимая антропологическая подоплека феномена маскарада.