ВСЕ-ЕДИНСТВО ЛИ ВСЕЕДИНСТВО Л. П. КАРСАВИНА? (Феноменология всеединства в философии, религии и сакральном искусстве)

  • Наталья Валерьевна Шелковая Восточноукраинский национальный университет им. Владимира Даля
Ключевые слова: всеединство, «Витрувиальный человек», Дао, Пустота, божественный мрак, божественный свет, кордоцентризм, сакральное искусство.

Аннотация

Статья представляет собой попытку обоснования идеи всеединства, не ограниченного конфессиональ­ными рамками ортодоксального православия. Показано, что «философия всеединства» – это «вечная философия», уходящая своими корнями в античность и представленная в мистических учениях Плотина, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Н. Кузанского, Рамакришны и Бахауллы, органически вписывающаяся в философию космизма, те­о­рию органицизма, философию кордоцентризма. Утверждается, что подлинное всеединство, основанное на идее единого Бога, заключается в признании глубинного единства всех религий и всех элементов Вселенной. Всеединство проявляется в сакральном искусстве разных религий. Анализируя сакральное искусство христианства, ислама и чань-буддизма, автор выводит общие для них идеи порождения мира Светом, явленности Слова Бога и сотворения мира из Пустоты. Выдвигается гипотеза о глубинном единстве Бога-Творца в христианстве и Дао в даосизме, Пустоты в буддизме. В качестве иллюстрации всеединства автор раскрывает символизм рисунка Леонардо да Винчи «Витрувиальный человек», в котором отображаются единство человека и Бога, микро- и макрокосма; Вселенная, как единый организм; образ единого человечества; природа каждого человека.

Литература

Bulgakov, S.N. (1903), Ot marksizma k idealizmu: Sbornikk statey. 1896–1903 [From Marxism to idealism: Collection of articles. 1896–1903], Tovarishchestvo “Ob¬shchestvennaya pol'za”, St. Petersburg, Russia.

Dionysius the Areopagite (1991), Bozhestvennye imena [The divine names], in Misticheskoye bogosloviye [Mystical theology], Put' k Istine, Kiev, Ukraine.

Dionysius the Areopagite (1991), Poslaniye Timofeyu svyatogo Dionisiya Areopagita [Epistle of St. Dionysius the Areopagite to Timothy], in Misticheskoye bogosloviye [Mystical theology], Put' k Istine, Kiev, Ukraine.

Karsavin, L.P. (1994), Noctes Petropolitanae, in Karsavin, L.P., Malye sochineniya [Small works], Aletheia, St. Petersburg, Russia.

Karsavin, L.P. (1992), O lichnosti [On personality], in Karsavin, L.P., Religiozno-filosof¬skiye sochineniya [Religious-philosophical works], vol. 1, Renaissance, Moscow, Russia.

Karsavin, L.P. (1925), O nachalakh. Opyt khristianskoy metafiziki [On the first principles. А treatise on Christian metaphysics], Obelisk, Berlin, Germany.

Karsavin, L.P. (1992), Ob opasnostyakh i preodolenii otvlechennogo khristianstva [On the dangers and overcoming of abstract Christianity], in Put' [Path], book 1 (I–VI), Inform-Progress, Moscow, Russia.

Karsavin, L.P. (1997), Sochineniya. T. 2: Osnovy srednevekovoy religioznosti v XII–XIII vekakh [Works. Vol. 2: The foundations of medieval religiosity in the 12–13 centuries], Aletheia, St. Petersburg, Russia.

Karsavin, L.P. (1994), Sochineniya. T. 6: O nachalakh [Works. Vol. 6: On the first principles], YMCA-Press, St. Petersburg, Russia.

Karsavin, L.P. (1972), Tertsiny [Tercets], in Vestnik RSHD [Bulletin of the Russian Student Christian Movement], no. 2–3 (104–105).

Nicolaus Cusanus, (1980), Ob uchenom neznanii [On learned ignorance], in Nico-laus Cusanus, Sochineniya v 2 t. [Works in 2 vol.], vol. 1, Mysl', Moscow, USSR, pp. 47–184.

Plotinus (1995), Sochineniya. Plotin v russkikh perevodakh [Works. Plotinus in Russian translations], Aletheia, St. Petersburg, Russia.

Plotinus (1996) Enneady (ІІ) [Enneads (II)], UTSIMM-PRESS – ISA, Kiev, Ukraine.

Rolland, R. (1991), Zhizn' Ramakrishny [The life of Ramakrishna], in Rolland, R. Zhizn' Ramakrishny. Zhizn' Vivekanandy [The Life of Ramakrishna. The Life of Vivekananda], Ukrayina, Kiev, Ukraine.

Solovyov, V.S. (1911), Mifologicheskiy protsess v drevnem yazychestve [Mytholo-gi¬cal process in ancient paganism], in Solovyov, V.S. Sobranie sochineniy [Col¬le¬c-ted works], vol. 1, Prosveshchenie, St. Petersburg, Russia.

Solovyov, V.S. (1914), Razbor knigi kn. Sergeya Trubetskogo “Metafizika v drevney Gretsii” [Analysis of Prince Sergey Trubetskoy’s book “Metaphysics in ancient Greece”], in Solovyov, V.S., Sobranie sochineniy [Collected works], vol. 6, Prosveshchenie, St. Petersburg, Russia.

Solovyov, V.S. (1989), Chteniya o Bogochelovechestve [Lectures on Godmanhood], in Solovyov, V.S., Sochineniya v 2 t. [Works in 2 vol.], vol. 2, Pravda, Moscow, USSR.

Torchinov, E.A. (1998), Religii mira: Opyt zapredel'nogo: Transpersonal'nye so¬sto-ya¬niya i psikhotekhnika [Religions of the world: Experience of the transcendental: Transpersonal states and psychotechnics], Centre “Petersburg oriental studies”, St. Petersburg, Russia.

Florensky, P.A. (1993), Ikonostas [Iconostasis], in Florensky, P.A., Ikonostas. Izbrannye trudy po iskusstvu [Iconostasis. Selected works on art], Mifril, Russkaya kniga, St. Petersburg, Russia.

Schelling, F.W. (1999), Sistema mirovykh epoch: Myunkhenskie lektsii 1827–1828 gg. v zapisi Ernsta Laso. [System of the world epochs: Münich lectures 1827–1828 recorded by Ernst Lasso], Vodoley, Tomsk, Russia.

Опубликован
2019-06-30
Как цитировать
Шелковая, Н. В. (2019). ВСЕ-ЕДИНСТВО ЛИ ВСЕЕДИНСТВО Л. П. КАРСАВИНА? (Феноменология всеединства в философии, религии и сакральном искусстве). Философский полилог, (1), 141-152. извлечено от http://polylogue.jourssa.ru/index.php/polylogue/article/view/87
Выпуск
Раздел
ПОЛЕМИКА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)