ЭПИСТЕМОЛОГИЯ СЛЕДА И ПРОБЛЕМА НЕПОСТИЖИМОГО
Аннотация
В центре внимания статьи – взаимосвязь меж¬ду понятиями «след» и «непостижимое» в философской концепции С. Л. Франка. Несмотря на то, что «след», в отличие от непостижимого, является доступным и ре-альным элементом действительности, он точно так же, как и непостижимое, содержит в себе загадку, ибо, по меткому выражению П. Рикёра, след «показывая скрывает». Ви-димые следы являются символами невиди-мого мира и потому имеют символический характер. Но далеко не каждый след является символом, в то время как любой символ является следом, ибо имеет свое прошлое. В диалектике следа и символа, таким образом, скрыта сложная взаимосвязь между вечным и преходящим, доступным и недоступным, человеческим и божественным. Франк открывает в предметах и явлениях окружаю-щего мира «следы Божьих деяний», чего человек нерелигиозный, как правило, сделать не в состоянии. Этот факт говорит о том, что одни и те же следы воспринимаются и чита-ются различными людьми по-разному. Од-нако, несмотря на индивидуальные различия в способах восприятия и чтения следов, про-цесс человеческого познания принципиально подчинен универсальным законам, которые никто не способен обойти. Причина этого лежит в онтологии следа, который пришел из прошлого, но существует в настоящем. И пока след существует, он имеет свое будущее. След существует во времени, и катего-рия «время» имеет ключевое значение для познания как преходящего следа, так и не-преходящего непостижимого.