Проблема оригинальности русской философии в ранней историографии русской философии
Аннотация
Анализируется ранняя историография русской философии (работы арх. Гавриила (Воскресенского), В.В. Чуйко, Я.Н. Колубовского, А.И. Введенского, Б.В. Яковенко, Э.Л. Радлова, Г.Г. Шпета, В.Ф. Эрна, А.Ф. Лосева) и выработанный в ней историко-философский канон. Указывается, что впоследствии этот канон стал основной как для советской, так и для эмигрантской историографии. Подчеркивается значимость ранней историографии русской философии для В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского и С.А. Левицкого – авторов популярных сочинений по истории русской мысли. Выделяются два направления в ранней историографии русской философии: западническое (А.И. Введенский, Э.Л. Радлов, Б.В. Яковенко, Г.Г. Шпет, Я.Н. Колубовский, В.В. Чуйко) и антизападническое (В.Ф. Эрн, А.Ф. Лосев, Н.А. Бердяев). Утверждается, что западническое направление, согласно которому русская философия – это часть западной философской культуры, доминировало в историографии и определяло рамки исследований русской философии: именно в этом ключе написано большинство первых обобщающих работ по истории русской философии. Представители альтернативного направления видели истоки русской философии в началах, отличных от начал западной философии, и рассматривали отечественную философию в качестве самобытного явления, исторически восходящего к восточной патристике. В связи с данным вопросом в статье особое внимание уделено проблеме освещения в ранней историографии русской философии творчества Г.С. Сковороды.