Русско-еврейские художники: между национальной идентичностью и универсализмом

  • Марк Шепс Музей Людвига, Кёльн
Ключевые слова: русско-еврейская идентичность, националь­ная идея, Марк Шагал, Пер­вая выставка русского искусства в Берлине

Аннотация

В статье рассматривается русско-еврейская идентичность в искусстве XX в. Впервые ев­рей­ские сюжеты вошли в русское изобразительное искусство в начале XX в. Выделяются два основных периода, когда про­бле­ма­тика еврейской идентичности в ис­кус­стве ока­залась востребованной: первые двад­цать лет XX в. (в том числе благодаря новым воз­мож­ностям, открывшимся перед художниками еврейского происхождения после революции 1917 г.) и позднее – в 1960–1970-е гг. Отмечается важность влия­ния формирования национальной идентичности как на русскую, так и европейскую культуру. В результате анализа этих двух эпох и относящихся к ним событий художественной жизни в России и Европе выделяются основные направления развития искусства художников еврейско-русского происхождения. Особое внимание уделяется творчеству М. Ша­гала как яркого представителя русско-ев­рейского искусства, который, по-новому раскрывая национальную и художественную идентичность, стремился сочетать националь­ные особенности искусства с его универ­са­лиз­мом. Указывается, что у истоков противоположной тендеции – универсализма – стояли К. Малевич и его последователи. Отмечается, что именно это направление ста­ло доминирующим в среде художников русско-еврпейского происхождения. В извест­ной степени оно получило продолжение в 1960-е – 1970-е гг. в Советском Союзе, в том числе благодаря творчеству М. Гробмана, вновь пытавшегося вернуть еврейские темы в русское искусство. Полнее всего это направление получило про­дол­жение в творчестве художников-нон­кон­фор­­мистов.

Опубликован
2022-12-31
Как цитировать
Шепс, М. (2022). Русско-еврейские художники: между национальной идентичностью и универсализмом. Философский полилог, (2), 153–160. https://doi.org/10.31119/phlog.2022.2.182
Выпуск
Раздел
ФИЛОСОФСКИЕ ЭССЕ