Русско-еврейские художники: между национальной идентичностью и универсализмом
Аннотация
В статье рассматривается русско-еврейская идентичность в искусстве XX в. Впервые еврейские сюжеты вошли в русское изобразительное искусство в начале XX в. Выделяются два основных периода, когда проблематика еврейской идентичности в искусстве оказалась востребованной: первые двадцать лет XX в. (в том числе благодаря новым возможностям, открывшимся перед художниками еврейского происхождения после революции 1917 г.) и позднее – в 1960–1970-е гг. Отмечается важность влияния формирования национальной идентичности как на русскую, так и европейскую культуру. В результате анализа этих двух эпох и относящихся к ним событий художественной жизни в России и Европе выделяются основные направления развития искусства художников еврейско-русского происхождения. Особое внимание уделяется творчеству М. Шагала как яркого представителя русско-еврейского искусства, который, по-новому раскрывая национальную и художественную идентичность, стремился сочетать национальные особенности искусства с его универсализмом. Указывается, что у истоков противоположной тендеции – универсализма – стояли К. Малевич и его последователи. Отмечается, что именно это направление стало доминирующим в среде художников русско-еврпейского происхождения. В известной степени оно получило продолжение в 1960-е – 1970-е гг. в Советском Союзе, в том числе благодаря творчеству М. Гробмана, вновь пытавшегося вернуть еврейские темы в русское искусство. Полнее всего это направление получило продолжение в творчестве художников-нонконформистов.