Очерк о месте и положении византийской мысли в истории русской философии как цивилизационном проекте
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые аспекты рецепции философской мысли Византии в истории русской философии. Определяется место и значение творений Иоанна Дамаскина для философии Византии и России. Приводятся сведения о византинистах и характеризуется их вклад в изучение наследия философии Византии в рамках славянофильского проекта. С целью выяснения историко-философского контекста рассматриваются исследования как современных византологов, так и работы философов и ученых, писавших по византинистике в советский период. Отмечается важность работ по византологии, появившихся на излете царской России и вышедших уже в новой России. Особое внимание уделяется одному из первых русских историков философии, архимандриту Гавриилу (Воскресенскому) и его «Истории философии» (1839–1840), в которой впервые был представлен опыт осмысления философии Византии и ее влияния на становление и развитие философской мысли в России. Рассматривается трактат Иоанна Дамаскина «Источник знания» и его трактовки в русской философии. Делается вывод, что в наше время по-прежнему остаются актуальными вопросы, связанные с восприятием и истолкованием византийской мысли, которая, по сути, является фундаментом русской философии. Таким образом, для цивилизационного проекта России требуется не совершать «поворот на Восток» либо «на Запад», а оставаться идейной наследницей Византии. Изучение Византии способствует лучшему пониманию отечественной философской мысли.