Историческая трагедия и вопросы морали: Михаил Лифшиц о добре и зле
Аннотация
В истории классической мысли вопрос о природе добра и зла был неразрывно связан с проблемой человеческого действия и его последствий. Древняя мифология, античная трагедия, «Поэтика» Аристотеля, лекции по философии истории Гегеля – каждая эпоха решала эту проблему по-своему. Развивая предшествующую традицию, марксизм, согласно М.А. Лифшицу, способен представить конкретное решение, в равной степени чуждое как историцистскому релятивизму, так и метафизическому догматизму. Опираясь на теорию мимесиса, развитую в немецкой классической философии и окончательно оформившуюся в марксизме, Лифшиц прослеживает, как достигшая относительной полноты бытия природа обнаруживает в человеке свой собственный голос. В результате говорящие ситуации, объективные фабулы Аристотеля, становятся способны выразить себя субъективно как в области истории, так и на страницах художественных произведений. Возможность опоры на эти ситуации, их отражение открывают перед человеком пространство свободного исторического действия. Ситуация исторической трагедии, когда действующий субъект сталкивается не просто с неожиданными, но обратными последствиями своих действий, получает шанс на более гармоничное разрешение. Движение к этой более благосклонной по отношению к человечеству форме исторического действия, когда ему не приходится вечно учиться на собственном печальном опыте, и составляет действительное содержание понятия «прогресс». Все, что способствует сознательному человеческому действию, и есть историческое, а не абстрактное, добро, а все, что мешает, – зло.