От «Легенды» к «Тайне»: как В. Розанов сделал Ф. Достоевского писателем ХХ века
Аннотация
В статье прослеживается эволюция взглядов В.В. Розанова на творчество Ф.М. Достоевского. Если в «Легенде о Великом Инквизиторе» (1891), ставшей значительной вехой в истории интерпретации произведений Достоевского в русской философской культуре, Розанов пытается адекватно воспроизвести позицию автора, отмечая, что главу о Великом инквизиторе следует рассматривать как ключевую не только для понимания идейного содержания романа «Братья Карамазовы», но и всего творчества Достоевского, то впоследствии, к концу XIX в., он занял принципиально иную позицию по отношению к русскому писателю. Теперь Розанов стал утверждать, что на вопросы, поставленные в романах Достоевского, следует давать ответы с точки зрения проблематики пола, обоснование святости и трансцендентностьи которого стали для Розанова главной задачей. В связи с этим в статье обращается внимание на работу Розанова «Тайна. Из записной книжки писателя», которая не была опубликована при его жизни. В этом сочинении Розанов активно обсуждает трансцендентность пола, анализируя сочинения разных писателей и мыслителей, среди которых центральное место занимает Достоевский. Здесь в рассуждениях Розанова можно заметить устойчивую тенденцию к «деконтекстуализации», т.е. к интерпретации литературного произведения в отрыве от того исторического контекста, в котором оно было написано, что, в свою очередь, приводит к «сверхсемантизации» – наделению произведения избыточными и прямо не вытекающими из него смыслами. Однако именно эти тенденции – к «деконтекстуализации» и «сверхсемантизации» – определили развитие литературной критики в XX в. Делается вывод, что Розанов стоит у истоков этой традиции.