Анархический антитеологизм М.А. Бакунина и диалектический атеизм А. Кожева
Данное исследование было поддержано из средств программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» БФУ им. И. Канта.
Аннотация
В статье ставится проблема русских истоков неогегельянства А. Кожева (А.В. Кожевникова) и в качестве одного из них указывается антитеологизм М.А. Бакунина. Отмечается схожесть философской судьбы обоих мыслителей, фундированность их философской мысли в революционном опыте и левом гегельянстве, влияние со стороны философии Л. Фейербаха. Дается общая характеристика антитеологизму Бакунина в его сопоставлении с диалектическим атеизмом Кожева. В результате сравнительного анализа взглядов обоих философов на религию выявляются пять концептуальных моментов, которые присутствуют и в неогегельянской доктрине Кожева, и в анархизме Бакунина. Обращается внимание на то, что и Бакунин, и Кожев мыслят атеизм как средство эмансипации человека, снимающее бинарную оппозицию Господина и Раба. Подчеркивается, что в философской перспективе обоих мыслителей атеизм предстает как составляющая эгалитарного проекта, условие построения общества всеобщего равенства, где отсутствуют иерархия и стратификация. Показывается, что и Кожев, и Бакунин представляют атеизм в качестве предпосылки реализации утопического общества, в котором будут ликвидированы насилие и эксплуатация. В заключение делается вывод, что несмотря на богоборческий пафос обоих философов, их собственные проекты будущего общества представляют собой реализацию христианских ценностей (свободы, равенства, индивидуальности) в секулярной форме, что подразумевает как отрицание христианства, так и его развитие.