СООТНОШЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО В ДОКТРИНЕ ВИЗАНТИЗМА
Аннотация
Рассматривается феномен византизма, исследуются его основания как историко-культурного феномена и государственной идеологии. Показано, что мифологическая сущность византизма состоит в подмене всеобщих мировоззренческих смыслов: преемственность географического пространства Римской империи понималась как критерий преемственности христианской идеи. Основанием этой подмены стало переосмысление в христианской традиции античного принципа тождества материальной и духовной сторон жизни общества как принципа религиозной и культурной преемственности. На Руси этот принцип оформился в религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим», согласно которой Москва выступала преемницей и «первого», и «второго» Рима. Преимущества византизма были обусловлены его мифологической сущностью и состояли в возможности приспосабливаться к объективным обстоятельствам и к особенностям чужой ментальности, постепенно приспосабливая их под себя (мифологический универсализм), а также в одновременной обращенности и к церкви, и к государству. Мифологизм византизма стал причиной и ряда негативных явлений: отрицания свободомыслия, невозможности формировать ответственное отношение человека к миру, вытеснения индивидуального мышления коллективными формами общественного сознания (идеологией), огосударствления церкви. Хотя византизм был противоречивой доктриной, он стал оригинальным основанием для развития мировоззренческих и философских концепций в России.
Литература
2. Bulgakov, S.N. Pobeditel' – Pobezhdonniy (Sud'ba K. N. Leontieva) [The winner is the defeated (The fate of K. N. Leontiev)], in Bulgakov, S.N. Sochineniya [Works], in 2 vol., vol. 2, Moscow, 1993.
3. Gevorkyan, A.R. Ideologiya vizantizma [The ideology of Byzantinism]. URL: http://socius.ru/backup/publish/ideolvizant.htm.
4. Solovyov, V.S. Vizantizm i Rossiya [Byzantinism and Russia], in Solovyov, V.S. Sobraniye sochineniy [Collected works], ed. S. M. Solovyov and E. L. Radlov, 2nd ed., vol. 7, St. Petersburg, 1914.
5. Solovyov, V.S. Pamyati K. N. Leontieva [In memory of K. N. Leontiev], in Kon-stantin Leontiev: Pro et Contra: Lichnost' i tvorchestvo Konstantina Leontieva v otsenke russkikh mysliteley i isledovateley posle 1917 goda: Antologiya [Konstan-tin Leontiev: Pro et Contra: Personality and literary works of Konstantin Leontiev evaluated by Russian thinkers and researchers after 1917: Anthology], book 2, St. Petersburg, 1995.
6. Trubetskoy, S. Razocharovanniy slavyanofil [The disappointed Slavophile], in Konstantin Leontiev: Pro et Contra: Lichnost' i tvorchestvo Konstantina Leontieva v otsenke russkikh mysliteley i isledovateley posle 1917 goda: Antologiya [Kon-stantin Leontiev: Pro et Contra: Personality and literary works of Konstantin Leon-tiev evaluated by Russian thinkers and researchers after 1917: Anthology], book 2, St. Petersburg, 1995.
7. Chudinov, A.N. Slovar' inostrannykh slov, voshedshikh v sostav russkogo yazyka [Dictionary of foreign words that are part of the Russian language], 2nd ed., St. Pe-tersburg, 1902.
8. Florensky, P.А. Ponyatiye Tserkvi v Svyashchennom Pisanii [The concept of the Church in the Holy Scripture], in Florensky, P.А. Sochineniya [Works], in 4 vol., vol. 1, Moscow, 1994.
9. Florensky, P.А. Pravoslaviye [Orthodoxy], in Florensky, P.А. Sochineniya [Works], in 4 vol., vol. 1, Moscow, 1994.