ОРГАНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ЭПОХИ
Аннотация
В статье обосновывается тезис о ценности как форме мировоззрения, содержание которой вырабатывается философией в пределах определенной культурной эпохи и подвергается философской рефлексии в категориальном аксиологическом анализе. Ценности фиксируют культурные смыслы изнутри эпохи, выступая элементом ее сознания и самосознания. В этом качестве философские ценности могут противоречиво выражать эпоху и одновременно участвовать в ее изменениях самим фактом своего существования. Культурная эпоха в отличие от эпохи исторической или технологической характеризуется человеческим содержанием (значимостью) происходящих процессов и событий. Культурой следует считать не все, чего коснется человек, а то, чего он коснется как человек. Человеческий смысл должен носить не инструментальный характер, а характер личностного понимания, самостоятельной интерпретации того, что я делаю, делая нечто. Каждая культурная эпоха завершена проверкой собственного самосознания на соответствие искренности высказываний об устоях. Исторические границы культурных эпох определяются масштабом лицемерия в их внутреннем пространстве. Самосознание культурной эпохи является органическим, если в его соотнесенности с социально-культурным контекстом фиксируется естественность и относительная гармония. Гармоничное самосознание культурной эпохи возможно при его соответствии, совпадении с реальными пространственно-временными параметрами культуры на базе ценностной интенциональности
Литература
Antonovsky, A.Yu. Sotsial'naya filosofiya znaniya: o znanii v individual'noy i v sistemno-kommunikativnoy perspektivakh [The social philosophy of knowledge: about knowledge in the individual and in the system-communicative perspectives], in Voprosy filosofii [Issues of philosophy], 2016, No. 1.
Bergson, A. Filosofskaya intuitsiya [Philosophical intuition], in Put' v filosofiyu. Antologiya [The way to philosophy. Anthology], Moscow, St. Petersburg, 2001.
Berdyaev, N.A. Filosofiya svobody. Gl. IV: Ob ontologicheskoy gnoseologii [Philos-ophy of freedom. Ch. IV: On ontological gnoseology], in Berdyaev, N.A. Filosofiya svobody. Smysl tvorchestva [Philosophy of freedom. The meaning of creativity], Moscow, 1989.
Kant, I. Ideya vseobshchey istorii vo vsemirno-grazhdanskom plane [The idea of a universal history in the world-civil plan], in Kant, I. Sochineniya [Works], in 6 vol., vol. 6, Moscow,1966.
Kant, I. Kritika prakticheskogo razuma [Critique of practical reason], in Kant, I. Sochineniya [Works], in 6 vol., vol. 4 (1), Moscow, 1965.
Kondrat'yeva, T.S. Kormit' i pravit'. O vlasti v Rossii v XVI–XX vv. [Feed and reign. On the power in Russia in the 16th –20th centuries], Moscow, 2009.
Lossky, N.O. Istoriya russkoy filosofii [History of Russian philosophy], Moscow, 1991.
Podoksenov, A.M. Mikhail Prishvin i Nikolay Lossky [Mikhail Prishvin and Nikolai Lossky], in Chelovek [Man], 2011, No. 5.
Rickert, G. Nauki o prirode i nauki o kul'ture [Sciences on nature and sciences on culture], Moscow, 1998.
Florovsky, G. Puti russkogo bogosloviya [Ways of Russian theology], Vilnius, 1991.