REUNION WITH GOD: COMPARING AND CONTRASTING KIREYEVSKY’S AND SOLOVYOV’S PHILOSOPHICAL AND RELIGIOUS THOUGHTS
Аннотация
Основу статьи составляет сравнительный анализ философских воззрений И. В. Киреевского и В. С. Соловьева, прежде всего их понимание всеединства, любви и красоты, отношение к религии и утопические мысли о будущем России. Сравнение идей Киреевского и Соловьева проводится с целью понять эволюцию философских представлений основателя «философии всеединства» от усвоения им славянофильских теорий до создания собственной и во многом новаторской концепции. Кроме того, в статье представлена критика учений обоих русских философов, вскрываются утопические элементы и уязвимые места как в славянофильстве, так и в соловьевской философии (в частности, критически рассматривается идея «универсальной церкви»). Анализируются также философские идеи Ф. Шеллинга, оказавшие большое влияние как на славянофилов, в том числе и на Киреевского, так и на Соловьева, акцентируется и объясняется своеобразие трактовок понятий шеллинговской философии в русской религиозно-философской традиции. Особое внимание уделяется содержательному анализу сочинений Киреевского, изданных в сборнике «Критика и эстетика», и работ Соловьева «Три силы», «Философские начала цельного знания», «Чтения о Богочеловечестве». Кроме того, учитываются актуальные историко-философские исследования русской философии, выполненные как в России, так и за ее пределами.
Литература
Kireyevsky, I.V., Izbrannye stat'i [Selected articles], Moscow: Sovremennik, 1984.
Kireyevsky, I.V., Kritika i estetika [Criticism and aesthetics], Moscow: Iskusstvo, 1979.
Malinov, A.V., Filosofiya i metodologiya istorii v Rossii [Philosophy and method-ology of history in Russia], St. Petersburg: Intersocis, 2015.
Mochul'skiy, K., Vladimir Solovyov: zhizn' i uchenie [Vladimir Solovyov: Life and Teaching], in Vladimir Solovyov: Pro et Contra [Vladimir Solovyov: Pro et contra], St. Petersburg: RHGA, 2000.
Solovyov, V.S., Polnoe sobranie sochineniy i pisem v dvadcati tomah [Complete essays and letters in twenty volumes], vol. 1, Moscow: Nauka, 2000.
Solovyov, V.S., Slavyanofil'stvo i yego vyrozhdenie [Slavophilism and its degrada-tion], in Slavyanofil'stvo: Pro et contra [Slavophilism: Pro et contra], St. Petersburg: RHGA, 2006.
Solovyov, V.S., Filosofskie nachala tsel'nogo znaniya [The philosophical principles of integral knowledge], Moscow: Akademicheskiy proekt, 2011.
Homyakov, A.S., Sochineniya v dvuh tomah [Essays in two volumes], vol. 1, Mos-cow: Medium, 1994.
Chaadayev, P.Ja., Apologiya sumasshedshego [Apology of a madman], URL: www.vehi.net/chaadaev/apologiya.html.
Chicherin, B.N., Filosofiya prava [Philosophy of law], St. Petersburg: Nauka, 1998.
Romero, M.G., Schelling’s reflection on evil in the “Lectures on God-manhood”, in Solovyovskiy sbornik [Collected works on Solovyov], Moscow: Fenomenologiya-Germenevtika, 2001.
Alyoshin, A., The Slavophile lexicon of “Personality”, in Studies in East European Thought, vol. 61, no. 2/3, 2009.
Bai, X., Russian Slavophilism, Beijing: Commercial Press, 2006.
Bindley, T., The oecumenical documents of the faith, Santa Barbara, CA: Green-wood Press, 1980.
Chapman, M.C., The role of religious belief and aestheticism in the philosophy of Ivan Kireyevsky, in New Zealand Slavonic Journal, no. 1, 1978.
Georgieva, T., Culture and faith – Russian culture and Orthodox Christianity, transl. by Jiao, D., Beijing: Huaxia Publishing House, 2012.
Guo, X., Russian consciousness of messianism, Beijing: People’s Publishing House, 2009.
Hart, H., Positivism and the separation of law and morals, in Harvard Law Review, vol. 71, no. 4, 1958.
Hughes, M., Mysticism and knowledge in the philosophical thought of Ivan Kire-yevsky, in Mystics Quarterly, vol. 30, no. 1/2, 2004.
Ji, M., Slavophilistic literary theory and culture criticism, Beijing: China Social Sciences Press, 2015.
Lanz, H., The philosophy of Ivan Kireyevsky, in The Slavonic Review, vol. 4, no. 12, 1926.
Lavrin, Ja., Kireyevsky and the problem of culture, in The Russian Review, vol. 20, no. 2, 1961.
Li, X., Research on Solovyov’s philosophy of law, Beijing: Law Press China, 2015.
Przebinda, G., Vladimir Solovyov’s fundamental philosophical ideas, in Studies in East European Thought, vol. 54, no. 1: Polish studies on Russian thought, 2002.
Poole, R., Vladimir Solovyov’s philosophical anthropology: autonomy, dignity, perfectibility, in A History of Russian Philosophy 1830–1930. Faith, Reason, and the Defence of Human Dignity, Cambridge: Cambridge University Press, 2010.
Schelling, F., System des transzendentalen Idealismus, transl. by Liang, Z., Beijing: Commercial Press, 2012.
Simons, A., The full and empty formula of Solovyov’s legal philosophy: juridical pragmatism and ethical perfectionism, in Archives for Philosophy of Law and So-cial Philosophy, vol. 88, no. 4, 2002.
Solovyov, V., Lectures on God-mankind, transl. by Zhang, B., Beijing: Huaxia Pub-lishing House, 1999.
Stojanovic, J.D., The first Slavophils: Khomyakov and Kireyevsky, in The Slavonic and East European Review, vol. 6, no. 18, 1928.
Sutton, J., The centenary of the death of Vladimir Solovyov (1853–1900), in Stud-ies in East European Thought, vol. 52, no. 4, 2000.
Xu, F., Solovyov’s philosophy, Beijing: Commercial Press, 2007.
Zhang, B., A brief account of Solovyov’s religious philosophy, in Solovyov, V., Lec-tures on God-mankind, transl. by Zhang, B., Beijing: Huaxia Publishing House, 1999.